Пригвожденный поезд 

 

19 марта 2006 года. Перегон метрополитена «Войковская»–«Сокол». Вагон пробит бетонной сваей.  Повреждены поезд и тоннель. Пострадавших нет.


 

 Книгу о мрачных страницах истории Москвы хотелось бы завершить более или менее светлой главой. Как нельзя лучше подходит для этого  история, произошедшая 19 марта 2006 года. В результате аварии в тоннеле метро на перегоне «Войковская» – «Сокол» никто не пострадал, все завершилось благополучно, а сама авария оказалась настолько невероятно глупой, что вполне могла бы выглядеть смешной.  Конечно, если бы не была столь печальной…

А дело было так. Примерно в 14.29 очередной поезд метро отошел от станции «Войковская»  в сторону центра. Однако уже через полминуты состав начал резко тормозить.  А когда он совсем остановился, на третий  с хвоста вагон поезда рухнули обломки перекрытия тоннеля.  Затем крышу вагона прошила бетонная свая. В тоннеле раздался жуткий грохот, поднялись столбы пыли… В вагоне находились около 70 пассажиров. Какие чувства довелось им испытать, описать трудно.  Теракт?! Землетрясение?!

Поднятая пыль была принята за дым, и потому первые сообщения о катастрофе, переданные по радио и телевидению, гласили, что в тоннеле возгорание. Тысячи москвичей, близкие которых могли в этот момент оказаться в поездах северной половины Горьковско-Замоскворецкой линии, схватились за сердце.

К счастью, в ситуации разобрались быстро. Машинист поезда А. Ульянов, заметив рушащееся перекрытие,  сумел не только вовремя остановить поезд, но и организовать эвакуацию пассажиров, которых насчитывалось около 500. К тому времени, как они сумели пешком добраться назад до «Войковской», их уже встречали  пожарные расчеты и сотрудники «Скорой помощи».  Но огня нигде не было видно, пожарные остались без работы, а  помощь медиков понадобилась лишь для того, чтобы снять нервное потрясение самых впечатлительных пассажиров.

 Одновременно, в оперативном режиме, была установлена причина катастрофы и найдены ее виновники. Оказалось, что неподалеку от станции, там, где линия метро проходит под путями Рижского направления железной дороги, в обширной впадине собирались установить очередной рекламный щит. Чтобы его было видно с соседнего моста Ленинградского шоссе, щит требовалось поднять повыше, а значит, заложить более прочное основание. Вот под это самое основание и забивались  в тот злополучный день сваи – точно над тоннелем метро. На месте преступления находились копер на автоходу,  подъемный автокран «МАЗ» и гусеничный бульдозер.  Милиционеры поймали пятерых рабочих с места ЧП, которые, почуяв неладное, уже пытались скрыться. Они подтвердили, что с утра били сваи.

Кто дал  такое задание, не удосужившись получить разрешения на работы? Ответ был получен на следующий день, когда средства массовой информации сообщили о задержании генерального директора какой-то компании «Полюс-М», которая и собиралась установить еще один дурацкий щит и получить за это соответствующую мзду. От кого эта мзда ожидалась?  Клубок  разматывался дальше. Заказчиком  рекламного стенда  оказалась еще одна фирма – рекламная компания «Лайса», будто бы связанная с Московской железной дорогой.  А именно этой последней, как оказалось, и принадлежал злополучный участок земли.  Этот участок «Лайса» решила использовать под свою рекламу, наняв для ее установки «Полюс-М».

Конечно, «Лайса» тут же открестилась от дела, заявив,  что не имела никаких отношений со строительной компанией "Полюс-М", которая вела установку рекламной конструкции. Рекламщики напирали на то, что  "Лайса" не устанавливает уличные конструкции, а лишь размещает на них рекламные материалы.  Поспешила отвести от себя подозрения в связях с «Полюсом» и РЖД.

Тем не менее, оказалось, что  "Полюс-М" получила разрешение от Московской железной дороги на проведение работ  Этот документ представил на допросе в прокуратуре директор фирмы. Вместе с разрешением  он предъявил топографическую карту, также выданную ему руководством МЖД. Но на этой карте, предназначенной для выяснения возможности проведения подземных работ,  не был обозначен проложенный у самой поверхности тоннель метро!  Вот это карта!

 В свете этого вина строителей была неочевидной. Директора  задержали, допросили а затем отпустили под подписку о невыезде.  Остались, правда, подозрения в том, что у заказчика и исполнителя работ имелся весь набор необходимых для такого дела документов.    Вина  «Лайсы» виделась и в том, что фирма не согласовала место установки рекламы  с соответствующими городскими органами.    За то она и поплатилась – у компании отозвали квалификационное удостоверение на осуществление рекламной деятельности в Москве

Что же в итоге?  В  результате повреждения тоннеля, а главное проложенных в нем коммуникаций,  убытки метрополитена составили около 70 миллионов рублей. Восстановительные работы заняли целых восемь дней.   Замечательно, что  жертв удалось избежать благодаря грамотным действиям машиниста, вовремя затормозившего состав  и организовавшего эвакуацию людей. За это машинист московского метро Андрей Ульянов получил медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Что же касается самой катастрофы, то она стала, по-видимому, уникальной – никому и никогда не удавалось пригвоздить поезд бетонной сваей.  Основная, корневая причина катастрофы кроется, очевидно, в частном землевладении. Уже стало привычным, что хозяин каждого участка  городской земли вытворяет с ним все, что хочет  – исключительно в целях своей выгоды, нисколько не заботясь о неудобствах или прямых убытках, причиняемых соседям или всему городу.  Не помогают никакие сервитуты – благо всегда найдется путь обойти любые запреты.

 Случай на перегоне «Войковская»–«Сокол» – лишь самый абсурдный в ряду подобных. В 2005 году строители 78 раз пробивали городские коммуникации. Ни заказчики, ни подрядчики не удосуживаются  ознакомиться  с планами расположения подземных коммуникаций. Однажды  в центре города была  вскрыта  водопроводная труба диаметром  600 мм, вода  подмыла наземный газопровод! Ремонт обошёлся почти в 200 миллионов. Хорошо еще, что газ не взорвался. Хотя были уже и подобные случаи, например, в Сетуньском проезде, где гигантский факел пылал в течение часа.

Но вопрос не сводится лишь к необходимости внимания к подземным коммуникациям. Современный большой город представляет собой исключительно  сложный механизм. Земная поверхность, пространство под землей и над ней пронизано запутанной сетью коммуникаций, систем жизнеобеспечения. Каждое изменение, вносимое в городскую среду, немедленно отзывается на округе или даже всем городе. Новый магазин собирает припаркованные рядом автомобили, блокирующие движение по соседним улицам. Закрытый завод лишает работы и люмпенизирует сотни людей. Выход из строя одной-единственной электроподстанции влечет обесточивание целых районов.

Вывод ясен – огромный город под названием Москва  не может быть поделен на участки и участочки тысяч хозяев и хозяйчиков. Частная собственность на городскую землю в настоящих условиях – самый верный путь к увеличению количества катастроф. У города должен быть один хозяин, заботящийся не о толщине своего кармана, а о благе Москвы и москвичей.

 

Актуальное добавление

Лишний раз простой вывод статьи подтверждает очередная подобная авария. 22 января 2014 года свая вновь пробила свод тоннеля метро, на этот раз на перегоне Автозаводская - Коломенская. К счастью, никто не пострадал, но движение было прекращено почти на полдня.

Самое интересное, что на сей раз злополучную сваю вбивали не для какого-то дурацкого рекламного щита, а для сооружения опор контактной сети Окружной железной дороги. Престижнейший и дорогой проект электрификации дороги и открытия по ней пассажирского движения курируют и ОАО "РЖД", и администрация Москвы. Можно не сомневаться, что проектная документация прошла все согласования и подписана всеми важными лицами. И при этом ни один эксперт не поинтересовался, что находится под тем местом, куда следовало бить сваю! Поскольку под Окружной дорогой проходят все радиусы метрополитена, при таком подходе к делу можно рассчитывать, что движение поездов метро будет прерываться сваями еще неоднократно!

 

 

Счетчик посетителей по странам