Замечательная десятка.  Деловые здания Москвы ХХ века.

А.В. Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис. 2001, № 5

 

 

     Истекают последние дни ХХ века.  Самое время для подведения итогов за столетие. Чем ознаменовалось оно в московском строительстве? Что замечательного сумели выдумать московские зодчие?

     Прежде всего – в области строительства жилых домов, деловых зданий,  загородных дач, словом, в сфере интересов газеты "Квартира. Дача. Офис". Замечательное – не обязательно самое лучшее.  При подведении итогов говорят не только о хорошем,  принято отмечать и то, что выдавалось из общего ряда и в худшую сторону. Но выдающееся остается выдающимся, независимо от того, ругали его или хвалили.

     Выбрать из тысяч  выстроенныхза столетие зданий несколько особо выдающихся,конечно же,  нелегко. Практически невозможно сделать это, когда речь идет о разнородных сооружениях, например, о дачных хозблоках и музеях. Но вполне реально выбрать десяток-другой выдающихся жилых домов, учебных зданий или, скажем,  театров. В общем, все, что выстроено в Москве за последние сто лет, лучше всего разбить на рубрики: жилые дома, промышленные постройки, зрелищные сооружения и так далее.

     В первом списке газеты "КДО" – десяток выдающихся деловых построек ХХ века. В него не включены учебные или производственные комплексы,  а поскольку специальные  сооружения для сдачи под офисы в Москве стали появляться совсем недавно, большинство в списке составляют административные здания.

     Наверняка читатели согласятся не со всеми предложенными "лауреатами".  Отлично,  если у вас возникнет желание исправить приводимый ниже список,  еще лучше, если вы напишете об этом в редакцию. Это даст возможность более глубоко поговорить о том, как и что строили и строят сегодня в нашем городе.

 

1. Здание Северного страхового общества. Ильинка, 23. 1909–1912 г.г. Архитектор И.И. Рерберг (часто в состав авторского коллектива записывают М.М. Перетятковича и В.К. Олтаржевского).

Один из первых в дореволюционной Москве крупных деловых комплексов. Состоит из двух зданий сложных плановых очертаний с широким проездом между ними и двумя внутренними дворами.


Основной мотив внешнего оформления – огромные квадратные окна контор, бывшие новинкой для Москвы тех лет. Западное здание выходит на Ильинку высокой стройной часовой башней с подчеркнуто вертикальными членениями, напоминающей башню Киевского вокзала (выстроенного тем же Рербергом). Восточное здание завершается мощной купольной ротондой, составляющей эффектный контраст с вышеописанной башней.

 

     2. Здание Наркомзема (позже Министерства сельского хозяйства). Садовая Спасская улица, 15. 1928–1933 гг. Архитекторы А.В. Щусев, Д.Д. Булгаков, И.А. Француз, Г.К. Яковлев.

     Выдающееся произведение конструктивизма, хотя и выстроенное архитектором, не являвшимся ярым поклонником этого архитектурного направления. Тем не менее, этим проектом Щусев доказал, что может блестяще работать в любом стиле. Он мастерски скомпоновал различные призматические и цилиндрические объемы, подчеркнув их взаимопересечения. Для создания внешнего облика использованы такие характерные для конструктивизма приемы, как ленточные окна, площади сплошного остекления, асимметрия.


Внутренняя планировка здания отличается исключительной простотой и ясностью. В здании установлены лифты непрерывного действия.

 

3. Здание Центросоюза (позже Наркомлегпрома, Центрального статистического управления СССР). Мясницкая улица, 39. 1929–1936 гг.Архитекторы Ле Корбюзье, П. Жаннере, Н.Я. Колли.

Выстроено по проекту архитектора Ле Корбюзье, считающегося одним из самых замечательных зодчих ХХ столетия. Сплошное остекление фасада главного корпуса эффектно контрастирует с торцами боковых корпусов, облицованных розово-фиолетовым армянским туфом. Первый этаж у здания отсутствовал (оно держалось на ножках-опорах), что открывало зрительную связь между улицей Кирова и сооружавшимся Новокировским проспектом.

Много нестандартных решений и в интерьерах. Вместо центральной лестницы устроен спиральный пандус, лифты представляли собой непрерывно движущуюся цепь кабин. Каркасная основа здания позволяла гибко менять его внутреннюю структуру. Однако чрезмерно причудливый план здания обусловил довольно запутанную внутреннюю планировку.

 

4. Здание Совета труда и обороны (позже Совета Министров СССР, Госплана СССР). Охотный ряд, 6. 1932–1936 г.г. Архитектор А.Я. Лангман.

Одно из самых замечательных административных зданий, торжественность и монументальность которого достигнута лаконичными и сдержанными архитектурными средствами. Крупный объем здания расчленен выступами, а фасад – вертикальными пилонами, идущими во всю высоту. Спокойный ритм пилонов придает ему цельность и стройность. Центральную часть венчает аттик, на котором впервые в Москве помещен огромный рельефный герб СССР. Эта удачная находка зодчего впоследствии повторялась неоднократно.

Вместе с гостиницей "Москва" здание СТО сформировало архитектурное лицо московского центра, придав ему новый, отлично найденный масштаб и тональность застройки. Несмотря на свой солидный возраст здание и сегодня выглядит вполне современно.


     5. Здание Моссовета. Тверская улица, 13.  1947 г. Архитекторы Д.Н. Чечулин, М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.

     Стены нижних этажей  возведены еще в семидесятых годах XVIII столетия, через несколько лет М.Ф. Казаков перестроил здание, но не слишком удачно. В 1947 году здание передвинули на тринадцать метров от прежней красной линии, а потом полностью перестроили. Сделано это было мастерски. Сохранив общее решение Казакова, Чечулин вместо шести пилястров снабдил портик восемью колоннами и поднял его на уровень новых этажей,  подперев снизу подобием еще одного портика, составленного из шести могучих пилонов.

Старый, заурядный дом преобразился, заиграл, буквально осветив прилегающую часть улицы Горького и став ее безусловным архитектурным центром, чему способствует и великолепно найденное цветовое решение.

 

     6. Высотное здание на Смоленской площади (МИД). Смоленская-Сенная площадь, 32/34. 1947–1953 гг. Архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус, инженеры Г.М. Лимановский и С.Л. Гомберг.

     Семь высотных зданий несомненно входят в число самых известных московских достопримечательностей, являются одним из архитектурных символов города. Уже поэтому включение по крайней мере одного из них в десятку лучших является обязательным. Среди знаменитой семерки административными являются два. Второе из них расположено на Лермонтовской площади, но по своим архитектурным достоинствам явно уступает зданию на Смоленской. Исключительно удачна постановка здания – фасадом оно замыкает вид вдоль Бородинского моста и Смоленской улицы, являющихся одним из наиболее парадных въездов в московский центр. Вертикальная устремленность силуэта подчеркнута установкой декоративного металлического шатрового завершения, не предусмотренного первоначальным проектом, но ставшим общей чертой для всех семи московских высоток. В стену вмонтирован керамический герб Советского союза, подчеркивающий государственное значение здания.

 

     7. Комплекс административных зданий проспекта Калинина. Новый Арбат, 11–21. 1962–1968 гг. Архитекторы >М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Г.В. Макаревич, Б.И. Тхор, Ш.А. Айрапетов, Ю.В. Попов, И.А. Покровский,  А.В. Зайцев,  инженеры  С.Я. Школьников, В.С. Николаев, В.Е. Сно, Л.М. Гохман.

     Почти каждый представитель "художественной общественности" Москвы считал приятным долгом поругаться или поиздеваться над проспектом Калинина. И, как показало время, напрасно. Ансамбль сыграл большую положительную роль, стал настоящим лучом московского центра, >позволил разгрузить и привести в порядок старый Арбат. Южная сторона проспекта образована комплексом из четырех 26-этажных административных зданий, напоминающих раскрытые книги и объединенных общим двухэтажным стилобатом, где расположены магазины и предприятия обслуживания. Четко ограничивая пространство проспекта, стилобат придает ему уютность и вместе с тем необходимую представительность. Внутренняя планировка зданий традиционна – расположенные по обе стороны коридоров кабинеты.


Недостатками комплекса являются недопустимо небрежная для зданий такого значения внешняя отделка и >подчеркнутое невнимание к окружающей застройке, которое особенно заметно на южной "изнанке" проспекта.

 

     8. Здание Совета  Экономической Взаимопомощи.  Проспект Калинина, 56.  1964–1968 г.г. Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, В. Свирский, инженеры Ю. Рацкевич, С. Школьников.

Здание, с наибольшей полнотой отразившее принципы советской архитектуры шестидесятых годов. Главный корпус в 31 этаж составлен из двух плавно изогнутых пластин, образующих в плане трилистник. Эта форма позволила избежать присущей административным зданиям скуки прямых коридоров. Крупные помещения вынесены в распластанный стилобат, придающий основному объему зрительную устойчивость.

Здание стало великолепным завершением панорамы Кутузовского проспекта – главного западного въезда в Москву.

 

     9. Дом Советов РСФСР. Краснопресненская набережная, 2. 1981 г. Архитекторы Д.Н. Чечулин, П.П. Штеллер, В. Лукьянов, В. Мазурин, А. Афанасьев, М. Азрумцян, И. Чекалин, инженеры Н. Вишневский, Ю. Дыховичный,  В. Филин, Б. Наумов, П. Симаков, В. Мастерков.

Общая схема здания была выработана Чечулиным еще в тридцатых годах для Дома авиации, так и не осуществленного. Овальный в плане двадцатиэтажный объем поставлен на тяжелое семиэтажное основание сложных плановых очертаний с двумя обширными внутренними двориками. Столь сложное решение предопределило некоторую запутанность внутренней планировки со множеством коридоров, темных служебных помещений, междуэтажных уровней. Строгой симметрией здания как бы подчеркивается его безразличное отношение к архитектурному >окружению, хотя ближайшими соседями Дома Советов являются такие выдающиеся сооружения как Совет Экономической Взаимопомощи и гостиница "Украина". Для облицовки фасадов использован дорогой природный камень – мрамор и гранит.

     В годы демократии Дом Советов был  разгромлен артиллерийским огнем, восстановлен и обнесен капитальнейшей в Москве металлической решеткой с множеством  контрольно-проходных пунктов.

 

     10. Комплекс Центра международной торговли. Краснопресненская набережная, 12. 1977–1981 гг. Архитекторы М. Посохин, В. Кубасов, П. Скокан, Г. Чернов при участии фирмы "Уэстон Беккет".

Первый после долгого перерыва крупный деловой комплекс, включающий офисные помещения, гостиницу, квартирный корпус. В трехэтажном стилобате расположены предприятия обслуживания, конференц- и выставочные залы. Внутренние дворики-атриумы и улица-пассаж превращают комплекс в настоящий закрытый крышей городок, удобный не только для работы, но и для отдыха.

Внешняя отделка корпусов – темно-серые бетонные плиты, чередующиеся с затемненными лентами остекления – выполнена очень качественно, благодаря чему при всей простоте комплекс сильно выигрывает по сравнению со своими предшественниками.

При создании комплекса, так же, как и расположенного поблизости Дома Советов, не было сделано попытки согласовать его с архитектурным окружением.

Счетчик посетителей по странам