Клязьма над Клязьмой

А.В. Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис, 2001, N 238

Церковь Николая в поселке Клязьма
 

 

Идущая из Москвы по Ярославской железной дороге электричка медленно переваливает мост через небольшую речку и, пройдя еще километр-полтора, останавливается у тихой пригородной платформы. На табличках надписи "Клязьма". Так называется не только река, которую только что пересек поезд. Лежащий справа от платформы дачный поселок тоже носит это имя.

Клязьма - один из самых дорогих и престижных подмосковных дачных поселков начала ХХ века. Место, выбранное для дач, привлекало сухой почвой, сосновым лесом, близостью живописной реки Клязьмы.

Первый поселок появился здесь в 1840 году благодаря выпускникам земледельческой школы из Петербурга, прибывшим учить полудиких подмосковных крестьян ведению сельского хозяйства на современном уровне. Молодым специалистам выделили 37 десятин земли, семь лошадей, нескольких коров. Какое-то время колония процветала - прежде всего дешевому наемному труду крестьян из соседнего Пушкина. Но период расцвета, очевидно, был не слишком продолжительным, так как никаких заметных следов в подмосковной истории образцовое хозяйство так и не оставило.

     Дачный же поселок в Клязьме возник, как и большинство ему подобных, благодаря строительству железной дороги. Первый поезд от Москвы до Сергиева посада прополз по мосту через Клязьму в 1862 году, а спустя несколько лет живописное, имеющее надежную транспортную связь с Москвой  место на берегах реки приглянулось нескольким москвичам с достатком выше среднего - тем, кому под силам было выстроить и содержать помимо московской квартиры и скромный загородный домик. Однако до начала ХХ века в районе Клязьмы появлялись лишь отдельные дачи.

Все изменил ХХ век. В 1903 году возникло Общество благоустройства дачной местности "Клязьма" (своего рода дачно-строительный кооператив). Правление сразу же взялось за наведение порядка в будущем поселке: распланировало территорию прямоугольниками кварталов, нарезало их на правильной формы участки. Как и во многих других дачных поселках, улицы Клязьмы получили названия по именам русских писателей, как признанных классиков - Грибоедова, Державина, Пушкина, так и современных - Андреева. Исключением можно было считать улицы Менделеева и Чайковского. Поселок снабдили электричеством и водопроводом.  Разработку проектов домов будущие дачники в зависимости от размеров своего кошелька привлекали более или менее известных архитекторов того времени.

     К сожалению, дачное строительство конца XIX - начала ХХ века на сегодня практически не изучено, большинство построек поселка не атрибутировано. Дело в том, что сто лет назад проекты промышленных, общественных, культовых, административных зданий обязательно представлялись на утверждение в губернскую управу, разрешения на строительство жилых домов в Москве выдавали городские власти. Копии с проектных чертежей исправно оседали в архивах этих органов строительного надзора. А вот загородное жилье оказалось фактически безнадзорным. Разрешение на строительство деревенской избы или того же дачного домика выдавали волостные правления, но это было чисто формальным актом. Нелепо было требовать от мужичка, желающего восстановить сгоревшую избенку, составленной по всем правилам проектной документации. Да и штат волостных правлений, составленных из двух еле-еле грамотных писарей, да бравого станового, не выдержал бы расходов на чиновников-специалистов, способных решать строительные вопросы. И за пределами Москвы жилые, в том числе и дачные дома, строили как хотели и как могли. Чаще всего это делали вообще без чертежей. Если же чертежи все-таки составлялись, по окончании строительства ими никто не интересовался.

 Из-за этого все сведения о тысячах дачных домиков, выстроенных  в Подмосковье сто лет назад, пропали для нас бесследно.   Лишь об отдельных замечательных постройках  кое-что   известно благодаря публикациям о них в специальных журналах.   Именно журнальные публикации позволяют  установить имя одного из зодчих, застраивавших Клязьму.   Это С.И. Вашков, художник по образованию, активно занимавшийся архитектурным проектированием. Проходя по московскому Чистопрудному бульвару, нельзя не обратить внимания на дом под номером 14. Фасад его покрыт белокаменной резьбой, изображающей странных зверей, птиц, причудливые растения и напоминающей о белокаменных узорах древнерусских соборов - Дмитриевского во Владимире и Георгиевском в Юрьеве Польском. Спроектировал этот дом ( в 1940е годы он был надстроен двумя этажами) С.И. Вашков вместе с архитектором П.К. Микини.

Такими же эффектными, запоминающимися стали и работы Вашкова в поселке Клязьма. Самая яркая и известная среди них - здание церкви Николая Мирликийского и Алексея митрополита (сооружено в 1916 году), стоящее в самом центре Клязьмы, на территории бывшего поселкового парка по улице Лермонтова.

Следует, правда, оговориться, что не получивший специального образования Вашков только предложил общую идею композиции, а до проектных чертежей довел ее профессиональный зодчий В.И. Мотылев. С первого взгляда становится ясно, что творение Вашкова и Мотылева напоминает храмы Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веков. Вместе с тем невозможно сказать, к какому конкретно древнему образцу восходит эта постройка. Художник не стал копировать композицию или детали древних храмов, а лишь воспользовался некоторыми приемами зодчих того времени. Ему удалось, не повторяя форм древних церквей, передать в своем произведении дух далекого прошлого. Квадратный в плане основной объем церкви завершен пирамидой восьмериков, окаймленных кокошниками, поддерживающих барабан со шлемовидной главой. С восточной стороны к основному объему примыкает круглая апсида, с трех других сторон - небольшие притворы. На побеленных кирпичных фасадах храма выделяются яркие пятна керамических панно.

 Церковь недолго использовалась по своему прямому назначению - построенная в 1916 году, вскоре она была закрыта и понесла ряд заметных утрат - выбиты оконные рамы, обвалилась штукатурка, осыпались фрагменты мозаики.

 Рядом с каменным храмом стоит другой, деревянный, представляющий собой образец довольно редкого в храмовом строительстве ХХ века "деревянного модерна". Основной объем церкви Гребневской иконы Божьей Матери (построенный в 1903 году по проекту малоизвестного ныне московского архитектора А.У.Белевича) явно напоминал деревянные шатровые церкви северной России. Зато пристроенная к нему с востока изящная деревянная колокольня не имела очевидных аналогов. Ее построил спустя три года после возведения основного храма популярный на рубеже веков мастер церковного зодчества П.А.Виноградов. Построенные им многочисленные культовые здания разбросаны по всему Подмосковью. В самой Москве, в Лиховом  переулке стоит его самое крупное произведение - бывший Епархиальный дом, ныне перестроенный и занятый студией "Центрнаучфильм".  К сожалению, завершение клязьминской церкви и верхняя часть колокольни были утрачены при приспособлении храма под иное использование. *

Фрагмент колокольни Гребневской церкви (фото 1990-х годов)
 

Храмы дачного поселка стояли на территории поселкового парка, занимавшего весь огромный квартал между улицами Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Писарева. В 1950-х годах он был занят дачами и обнесен со всех сторон капитальным забором. Образовался поселок в поселке, а клязьминцы утратили прекрасное место отдыха.

 Между двумя храмами на улицу выходит небольшой занятного вида домик (ул .Лермонтова,20). Строился этот сказочный теремок с высокой кровлей и богатым крыльцом также по рисункам Вашкова для действовавшей при храмах церковноприходской школы. Сейчас он надстроен вторым этажом, лишился значительной части своей былой красоты, но если вглядеться в бледный узор в левой верхней части фасада, то можно еще разобрать буквы, складывающиеся в слова "Церковно-приходская имени Ивана и Пелагеи Александренко школа".

Школа имени Александренко в поселке Клязьма
 

 Еще одна работа зодчего в поселке Клязьма - бывшая дача этих же самых Александренко, стоящая на углу улиц Пушкина и Салтыкова-Щедрина. С первого взгляда и не поймешь, что это такое. Дом составлен из нескольких разновысотных объемов, налезающих друг на друга. Может даже показаться, что к основному строению позже прилепляли всевозможные пристройки. Но впечатление обманчиво - дом представляет собой единое, эффектно задуманное и мастерски реализованное строение.

 Многообъемность композиции обеспечивает исключительное разнообразие видов на нее, открывающихся с различных точек зрения. Тому, кто видел дом с главного фасада, трудно будет узнать его про фотографии, снятой с боку. Даже поднимающаяся в середине дома небольшая двухэтажная башенка может выглядеть совершенно по-разному. Помимо общего построения дом интересен и своим внешним оформлением, в котором удивительно сочетаются какая-то раздольная, варварская нарядность с относительной скромностью, даже строгостью отделки. Единственными декоративными элементами являются крупные резные, частично раскрашенные доски, которые украшают фронтон, наличники, причелины дома. Несколько грубоватая резьба чужда всякой сентиментальщины и лакировки народной жизни (чем часто грешило оформление строившихся в те времена дач). Резчик обратился к сюжетам русских сказок, передав отдельные эпизоды предельно простыми средствами. Среди изображений - царевна-Лебедь, летящая над морем к сказочному городу, и стилизованные кони, павлины, олени, растительные орнаменты - все это в изобилии украшает здание.

Фрагмент фасада дачи Александренко
 

  В целом дача напоминает отнюдь не избушку на курьих ножках, а нарядные, хотя и грубоватые древнерусские терема времен Владимира Красное Солнышко - именно такие, как их изображают на иллюстрациях к сказкам. Конечно, на самом деле ни один боярин не жил в подобных теремах, но опять-таки Вашкову удалось создать сказочно-романтическую постройку, хранящую дух давно минувших веков.

 Если сравнивать дачу Александренко с ее соседями, то фоне их несвойственных русской деревянной архитектуре изящества и нарядности   выстроенная в неорусском стиле под явным влиянием модерна дача выделяется толщиной и массивностью почти не декорированных бревенчатых стен,  нарочитой асимметрией объемов, приглушенной мрачноватостью облика. Вместо деревянных полотенец с тонкими пряничными или сарафанными узорами появились тяжелые наличники с вырезанными диковинками - птицами, деревьями, зверями.

  Интересный в архитектурном отношении поселок может похвастаться и довольно богатой для столь небольшого населенного пункта историей. Уже в 1905 году он становится местом проведения конференции представителей большевистских организаций Московской губернии, избравшей Московский окружной комитет. В годы первой мировой войны часть дачных домиков заняли под расквартирование одного из запасных полков. В 1917 году солдаты этого полка сыграли заметную роль в Октябрьском вооруженном восстании.

     После революции дачи Клязьмы стали любимым мест отдыха представителей творческой интеллигенции, прежде всего писательской братии. Одним из первых здесь устроился М.А. Шолохов, тогда еще не слишком известный. В 1927-1928 годах он снимал две комнаты с отдельным входом на даче по улице Лермонтова,15. Здесь писатель работал над романом "Тихий Дон", принесшим ему мировую славу. В 1933 году в Клязьме отдыхал А.П. Гайдар.   На углу улиц Пушкина и Жуковского (улица Пушкина,28) стоит одноэтажный дом с башней-балкончиком. До революции его почему-то именовали "Дача-минутка". Некоторое время ею пользовался видный журналист М.Е. Кольцов, а затем тут устроилась пара молодых писателей - И. Ильф и Е. Петров.

 Улица Нелидова,11 - еще один литературный адрес. С 1943 по 1946 год в ней проживал народный поэт Белоруссии Я. Колас. Частым гостем здесь был другой известный белорусский литератор Я. Купала.

Познакомиться со скромными, но интересными достопримечательностями Клязьмы несложно. По Ярославскому шоссе до поселка всего 15 километров от МКАД, а неспешная электричка добирается до него минут за 40.

 

* Судьбы клязьминских   памятников наглядно показывают, чего стоят демократические рассуждения о «культурном возрождении», «внимании к истории» и прочая пошлость:  в 2007 году  церковь сгорела.

** Дача Александренко сгорела в 2003 году. 

 

Счетчик посетителей по странам