Хорошее отношение к лошадям

 А.В.Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис,2000,N 162.


 

Спасибо тебе,  московская лошадь! В последнее время мы как-то позабыли о твоем существовании, а ведь сколько веков ты вытягивала на себе всю тяжесть внутригородских перевозок. Всего полтораста лет назад почтенная барыня, приобретая скромную (не больше гектара) усадьбу где-нибудь в Лефортове, прежде всего интересовалась, есть ли во дворе конюшни, и насколько они удобны. Точь в точь как мы сегодня, оценивая квартиру, спрашиваем, сколько от нее минут  до метро. А стоимость овса на базаре была более животрепещущей проблемой, чем нынче цена бензина.

Московский общественный транспорт обязан своим рождением извозчичьей лошади. Даже первые побежавшие по рельсам трамвайные вагончики влеклись лошадями, отчего сие предприятие так и именовалось- >городская конно-железная дорога. Грустный юморист А.П. Чехов вовсе обозвал ее конно-лошадиной.

Видное место занимала лошадь и в духовной жизни москвичей. Не зря символом   вдохновения наряду с женщиной-музой служил крылатый конь Пегас. Конные упряжки влекли колесницы богов, права красоваться в виде  памятника на лошади удостаивались самые-самые великие люди. Прогресс также олицетворялся конем - как сегодня космической ракетой.

 Все это не могло не оставить заметных следов на московских стогнах в виде специальных сооружений, так сказать, лошадиных квартир и офисов, названий улиц и, конечно  же, изваяний. С них-то, как с самого заметного, самого броского элемента городской среды, и стоит начать.

 

 Прыжки с Аничкова моста

 

Как правило, лошадиные скульптуры сильно способствуют прославлению архитектурного творения, которое они украшают. Скажем, какой Спбэшный мост пользуется наибольшей известностью? Конечно же, Аничков - прежде всего благодаря замечательным четырем скульптурным группам работы скульптора П.К.Клодта.

Все они объединены общей идеей ->последовательно изображают эпизоды укрощения водничим горячего коня. Первая группа - поверженный рывком животного человек лежит на земле, но не выпускает из рук поводьев. Второй эпизод - водничий привстал на колено, напряжением всего тела сдерживая порыв коня. Затем - в стремительном броске конь схвачен под уздцы. И наконец - полное торжество человека. Спокойно и уверенно ведет он покоренное животное.

Замысел сей не вполне оригинален - его навеяли статуи укротителей коней, украшающие парижский парк Марли.  Но вот реализация оказалась совершенно самобытной и принесла Клодту всемирное признание. И кони с Аничкова моста распрыгались во все стороны. Сначала, в 1842 году Николай I  подарил две группы прусскому королю, а спустя четыре года еще две встали над воротами королевского дворца  в Неаполе. Их места на мосту через Фонтанку по мере отливки занимали их бронзовые повторения.

Занесло коней с укротителями  и в Москву. Уже в 1841 году две конные группы появились в подмосковном имении Голицына Кузьминках. Отлили их по клодтовским моделям на принадлежавших князю Пашийских заводах, а место для установки нашли самое подходящее - Музыкальный павильон кузьминского Конного двора, выстроенного лет за двадцать до этого по проекту Д. Жилярди.  Этот самый Музыкальный павильон (не понятно, правда, зачем он нужен был на Конном дворе) и без того явился незаурядным архитектурным творением, а уж с конными группами превратился в настоящий шедевр, о котором принято писать с благоговейным  восторгом. К сожалению, относительно недавно он сгорел (благо был деревянным), а сейчас вроде бы восстанавливается.

Прошло лет шестьдесят. В конце XIX века (точной  даты никто не называет) обносили оградой территорию московского ипподрома, пилоны по бокам парадного въезда украсили все теми же двумя конными группами. Затем в ходе застройки Ленинградского проспекта ограда исчезла, а пилоны остались - сейчас они красуются на въезде с проспекта на Беговую аллею.

Описание: F:\site1\koni.jpg

Так выглядел въезд на Беговую аллею в 1936 году
 

Здесь история оказалась более запутанной.  Долгое время считалось, что сотворил коней некий С.В. Бровский, второстепенный московский скульптор того  времени, причем скульптуры считали не повторением, а творческой переработкой клодтовских. Потом творцами конных групп напилонах стали называть более известных С.М. Волнухина и К.А. Клодта (внука П.К.Клодта).  Откуда-то появилось и название - "Диоскуры, укрощающие коней". В греческой мифологии Диоскуры - братья, сыновья Зевса, и название выглядит глуповатым, так как лица отлитых в бронзе водничих неопровержимо свидетельствуют, что обе статуи изображают одного и того же человека.

 Интересно то, что и в Кузьминках, и на Беговой аллее стоят повторения одних и тех же групп - где человек уже встал на ноги. Очевидно, группы с лежащим и коленопреклоненным водничим показались недостаточно оптимистичными для усадьбы вельможи и въезда на ипподром.

Кстати, и в Неаполь-то отправили аналоги московских коней. На сем приключения аничковских коней в Москве еще не закончились. Скругленный угол дома 6 по Сивцеву Вражку (1913год, архитектор В.И.Дзевульский)  украшен барельефом. Он невелик по размерам и сильно забит несколькими слоями краски. Но приглядевшись, можно разобрать, что изображенный на нем человек хватает под уздцы коня, причем делает это точно так же, как клодтовский водничий.

 

 В этом городе львов больше, чем жителей...

 

Столько львов  герои фильма "Приключения итальянцев в России" обнаружили, как известно, в Ленинграде. В Москве со львами дело обстоит несколько  хуже, зато скульптурных лошадей довольно много. Их можно считать десятками, хотя и не миллионами.

 Наиболее знаменитые - конечно же, кони на Большом театре, о которых поется в песне "Здравствуй, столица, здравствуй, Москва"- "к вздыбленным коням на площадь Свердлова". Когда в двадцатых годах XIX века по проекту зодчих А.Михайлова 2-го и О.Бове сооружался театр,  кони на его портике были гипсовыми и мчались не вперед, на зрителя, а влачили колесницу направо, в сторону Лубянской площади. Но в 1853 году театр сгорел, и гипсовые лошадки погибли. При восстановлении театра архитектором А.К. Кавосом их сменили другие, отлитые из красной меди по модели все того же Клодта (сколько же металлических лошадей пустил пастись сей ваятель по городам и весям!). Заодно коней развернули мордами вперед - очевидно,  ради классической симметрии. Но восприятие скульптурной группы от этого сильно проиграло – зритель любуется в основном нависшими над фронтоном лошадиными копытами, а сам Аполлон (главное по идее лицо композиции) почти невиден.

 Вторая конская   упряжка красуется  над Триумфальной аркой на площади Победы. Как известно,  первоначально арка (работы опять-таки Бове,  очевидно, бывшего большим любителем лошадей), воздвигнутая в память победы над  Наполеоном, стояла   на нынешней  площади Белорусского вокзала. При реконструкции улицы Горького ее сломали, причем металлические детали, включая упряжку, перенесли на хранение в Донской монастырь, где она и простояла  тридцать лет. В 1968 году арку восстановили на новом месте (близ Бородинской панорамы), и лошади снова заняли свое привычное место на высоте.

В некоторых путеводителях упряжку Триумфальных ворот также именуют квадригой. Это чистое недоразумение - колесницу Славы тянут шесть лошадей. В отличие от легкомысленных театральных, они не мчатся сумасшедшим галопом, а шествуют торжественным шагом, изящно приподняв правые передние ноги. Правда, кое-кто из описателей усмотрел в меланхоличных на вид бронзовых животных какой-то "внутренний огонь", но оставим сие замечание на их, описателей, совести. Ваял триумфальную шестерку наиболее, пожалуй, известный московский скульптор тридцатых годов XIX столетия И.П. Витали. Отливали же ее на Мышецком заводе в Алексине Тульской губернии.

Здание трибун ипподрома после пожара
 

 Больше всего лошадей, однако, собрало другое московское здание, что  вполне естественно, ибо здание это – трибуны ипподрома. Сто лет назад их выстроили архитекторы С.Ф. Кулагин  и И.Т. Барютин. Странный, словно расплывшийся фасад здания украшал тощий портик, а по его бокам высились башни, украшенные двумя квадригами - итого сразу восемь коней! К началу пятидесятых годов сооружение обветшало (сами трибуны были выполнены из дерева) и вдобавок обгорело в пламени пожара. Пришлось подвернуть трибуны коренной перестройке по проекту И.В.Жолтовского. Этот ярый приверженец архитектурной классики остался верен себе и на этот раз, снабдив ипподромные трибуны тяжелым, одним из самых больших в Москве портиком и изящной, типично " жолтовской" башенкой. От перестройки здание, несомненно, выиграло, но прежние башни с квадригами исчезли. А куда же делись кони? Одной из квадриг повезло - ее целости и сохранности водрузили на почетное место над серединой портика - почти как у Большого театра. А вот вторую "распрягли", расставив всех ее лошадей поодиночке. Две – по краям того же портика, две - по бокам башенки.

Проект ипподрома. Арх. И.В. Жолтовский
 

В нашем   столетии лошади оказались  вытесненными не только из транспортных перевозок. Почти исчезли они и из декоративной скульптуры.  Из металлических коней последних лет заслуживает внимания разве что  несущаяся тройка в конноспортивном комплексе "Битца", открытом к играм Московской Олимпиады 1980 года. А вот четверку, в недавние времена "украсившую"  берега так называемой "Неглинной" на Манежной площади, следует поставить в один ряд с «рашен водкой», ухарем-купцом, матрешкой и прочей развесистой клюквой.

 

Не человек красит лошадь, а лошадь человека

 

Памятников в Москве не перечесть, их сотни. Но вот конных среди них - раз, два и обчелся.  И это не случайно - права восседать на бронзовых  лошадях по давней традиции удостаивали лишь самодержцев и наиболее выдающихся полководцев. В Питере - Петр (ему там поставлено сразу два конных памятника  - явление уникальное!), Николай I, да полукарикатурный Александр III. В Вене - мчащиеся навстречу друг другу эрцгерцог Карл и Евгений Савойский.  В Париже - Карл Великий, блестящий Анри IV,  его  бесцветный  сын Людовик XIII, знакомый нам по "Трем мушкетерам", главнокомандующие времен Первой мировой войны - маршалы Жоффр и Фош.

А в Москве? Да все так же. Первым конного памятника удостоился "Белый генерал" - М.Д. Скобелев, пользовавшийся необыкновенной популярностью  в Первопрестольной. Автором открытого в 1913 году монумента был дилетант - некий офицер Саманов, а потому над его творением сразу же  стали издеваться. Одни писали, что "Скобелев с воздетой селедкой несется в атаку на генерал-губернаторский  дом", другие сравнивали памятник с чернильницей дурного вкуса.  Простояла "чернильница" недолго  - ее сломали уже в 1918 году. Но историческая справедливость восторжествовала - на том же самом месте в 1947 году заложили второй (и первый из ныне существующих)  московский конный памятник - князю Юрию Долгорукому (скульпторы С.М. Орлов и А.П. Антропов).

 Следующим, в 1973 году удостоился чести М.И. Кутузов (автор памятника - скульптор Н.В.Томский) - его степенный конь поднял копыто в сотне метров от уже упомянутой Триумфальной арки. И, наконец, совсем недавно на Манежную площадь перед Историческим музеем выехал великий полководец нашего столетия, славнейший сталинский маршал Г.К. Жуков. Памятник скомпонован по фотографии, сделанной во время объезда Жуковым войск на параде Победы. Отношение общественности к монументу еще не определилось, но, несомненно, наиболее яркой его деталью является залихватски оттопыренный хвостик лошади.

Стоит упомянуть еще пару памятников, в композицию которых входят кони. Первый из них, писателю А.А. Фадееву на Миусской площади (автор - скульптор Н.А. Федоров) вроде бы выпадает из княжеско-полководческого ряда. Но это  лишь на первый взгляд - сам-то Фадеев пеш, а на конях гарцуют двое героев его  "Разгрома" - Левинсон и Метелица - также полководцы, пусть и небольшого, ротного масштаба.  Еще один конный персонаж является типичным антигероем - это  конный жандарм на монументе,  посвященном революции 1905 года и стоящем перед станцией метро "Улица 1905 года".  Призвание жандарма - олицетворять опасности, грозившие революционерам, а потому рассматривать его  нужно не как  самостоятельный элемент, а лишь в качестве фона.

Так что  старая традиция конных монументов в Москве еще жива - на конях сидят лишь настоящие мужчины.

 

Счетчик посетителей по странам