Замки над рекой Москвой

А.В. Рогачев

Опубликовано: Элитная недвижимость, 2001, № 9

 


П.С. Бойцов. "Замок" в Подушкине 

Что нужно для полноценного, здорового отдыха? Прежде всего, конечно, спокойствие. А затем - хорошая окружающая среда: чистый воздух, свежая вода и здоровая почва.

Все эти факторы наличествуют к западу от Москвы, в Одинцовском районе. Протекающая здесь Москва река еще не вобрала в себя пыль московских улиц и стоки промышленных предприятий. Преобладающими ветрами в Подмосковье являются юго-западные, уносящие тяжелое дыхание большого города на восток, а потому, несмотря на близость к Москве, дышится здесь легко. Этому способствуют и многочисленные сосны, растущие на сухих песчаных почвах, попадаются и дубы. Высокое качество здешней земли имело еще одно очень важное следствие - крайнюю редкость к западу от Москвы промышленных предприятий и городов. Объясняется этот на первый взгляд парадоксальный факт очень просто - поля давали хороший урожай, и местным крестьянам не приходилось промышлять промыслами или наниматься на мануфактуры. А эти последние и становились обычно ядром рабочих поселков, превращавшихся впоследствии в города - именно так происходило, например, на востоке Московской области, где городов пруд пруди.

 Правда, чистота Москвы-реки привлекла внимание московских инженеров, искавших новой источник водоснабжения Белокаменной взамен иссякавших мытищинских ключей. В 1900 году близ деревни Рублево закопошились рабочие, а спустя три года лет Рублевская водопроводная станция подала в Москву первые ведра воды. Станция стала не слишком приятным соседом - на ней постоянно пыхтел и дымил десяток паровых машин, по проложенной железнодорожной ветке возили уголь и хлор. Но нет худа без добра. Благодаря станции намного улучшилась связь округи с Москвой - ее обеспечило отличное по тому времени Рублевское шоссе. Если соединить Рублево станцию и высотное здание Московского университета прямой линией, она пройдет как раз по трассе Рублевского шоссе. Именно так, по прямой, проложили главный водовод, по которому москворецкую воду накачивали в расположенный на Воробьевых горах близ нынешнего университета огромный водонапорный резервуар. Для постоянного надзора за водопроводной магистралью вдоль нее и проложили прямое как стрела шоссе.


Строительство одного из корпусов Рублевской водопроводной станции 

 Резким контрастом выглядит ответвляющееся от него на редкость извилистое Успенское шоссе, проходящее через эти чудесные места. Давным-давно облюбовали их для своего летнего отдыха московские богачи и знать. Роскошные усадьбы стоят здесь одна за другой, а самое интересное то, что в отличие от остального Подмосковья большая их часть выстроена в виде средневековых замков!

 Первый (и самый известный) замок стоит несколько в стороне от шоссе. Близ Барвихи нужно свернуть в сторону Одинцова по дороге, обсаженной лиственницами, и через несколько километров с правой стороны откроется обширная поляна. За ней виден удивительный дом, состоящий, кажется из одних башенок, островерхих теремков и навевающий мысли о рыцарских турнирах, крестовых походах и прекрасных дамах. Этот дом в 1885-1887 годах выстроен для дочери владельца одинцовского кирпичного завода П.А. Веригиной, вышедшей замуж за барона Мейендорфа.


П.С. Бойцов. "Замок" в Подушкине 

 Спроектировал дом П.С. Бойцов - один из самых талантливых зодчих Москвы конца XIХ века. Именно ему принадлежит, в частности, принятый к осуществлению проект Музея изящных искусств в Москве. Р.И. Клейн, которому принято приписывать все заслуги по сооружению музея, лишь беззастенчиво позаимствовал и слегка довел бойцовский проект. Больше всего Бойцов любил строить замки, но не готические, а в стиле французского возрождения, называемого иногда стилем Франциска I. Этот король в начале XVI века привозил во Францию итальянских зодчих, чтобы те передавали французским мастерам свои передовые по тому художественные принципы. В результате смешения французского с итальянским вдоль реки Луары выросла целая вереница прекрасных сооружений. Унаследованная ими от готики общая композиция средневековых замков с башнями и остроконечными крышами удивительно удачно сочетается с изящными, отнюдь не готическими приемами внешнего убранства, свойственными скорее элегантному особняку. Сегодня замки Луары являются одной из главных достопримечательностей Франции и притягивают к себе сотни тысяч туристов. Но, оказывается, чтобы ознакомиться со стилем Франциска I, москвичам вовсе не обязательно ездить так далеко - Москва-река может похвастаться целым созвездием аналогичных сооружений, выстроенных, правда, лет на триста попозже.


П.С. Бойцов. Интерьер "замка" в Подушкине 

 По соседству с подушкинским замком расположен санаторий "Барвиха". Когда-то он считался одним из самых престижных заведений подобного рода в Подмосковье. Первые его корпуса выстроил в 1929-1934 архитектор Б.М. Иофан - автор знаменитого, но так и не реализованного проекта Дворца Советов в Москве. В плане санаторные корпуса напоминают две буквы "Т", одна из которых уткнулась перекладиной в ножку другой. Эта четкая планировка, вытекающая из назначения и функций всего комплекса и его отдельных частей, воплощена в простых формах, связанных с применением новых (для того времени) материалов и конструкций. В трактовке фасадов санатория нет ничего лишнего, все соответствует назначению и характеру здания. Интересно, что для перекрытия спортивного зала был с успехом применен рациональный и экономичный кружально-сетчатый свод из досок стандартных размеров. Вместе с тем зодчий сумел избежать характерной для конструктивизма жесткости и холодности форм (для санатория явно вредных) с помощью умелого размещения лоджий и балконов. Через несколько лет на строительстве очередных санаторных корпусов поработал еще один выдающийся мастер - И.А. Иванов-Шиц, автор комплексов Солдатенковской (ныне Боткинской) и детской Морозовской больниц.


Б.М. Иофан. Корпус санатория "Барвиха" 

 В Подушкине провел несколько месяцев П.И. Чайковский, написавший здесь кантату "Москва" и откорректировавший оперу "Мазепа". Утверждают даже, что именно Подушкино вдохновило композитора на написание сцен в усадьбе Лариных из оперы "Евгений Онегин".

 Следующий замок на Успенском шоссе можно лицезреть близ села Усово. С 1867 года село принадлежало царской семье (последним владельцем стал великий князь Дмитрий Павлович, один из убийц Распутина). В 1889-1892 архитектор С.К. Родионов выстроил здесь усадебный дом в средневековом духе. После Великого Октября здесь устроили санаторий, в котором лечился и скончался основоположник научной аэродинамики Н.Е. Жуковский.


С.К. Родионов. "Замок" в Усове 

 Еще через пару километров расположена усадьба Зубалово, названная по фамилии своего создателя - нефтепромышленника Л.К. Зубалова. Этот чудак-человек прославился тем, что желая спастись от надвигающейся революции, поручил архитектору Н.Н. Чернецову отгородить роскошный зубаловский особняк (что близ Красных ворот в Москве) от Садовой Черногрязской улицы высоченной, почти крепостной стеной (кстати, на ней до сих пор сохранилась табличка, отмечающая сей знаменательный факт). Очевидно, тем же желанием отсидеться, переждать объясняется и строительная деятельность в загородной усадьбе Зубалова. Ее жилые здания и даже хозяйственные постройки выдержаны во вкусе средневековых замков. Ведал этими "оборонными" работами также Н.Н. Чернецов.

 Наконец, шоссе достигает давшего ему имя села Успенского. Здесь обнаруживается очередной замок. Его также соорудил П.С. Бойцов, что можно определить на глаз - по внешнему сходству композиции и деталей отделки с домом в Подушкине. Заказчиком работы и владельцем замка был фабрикант С.Т. Морозов, но не знаменитый Савва, а его менее известный брат Сергей. По его приглашению сюда в 1897 году приезжали художник И.И. Левитан и писатель А.П. Чехов. Последнему подчеркнутая роскошь купеческого замка пришлась явно не по вкусу, что нашло отражение в чеховской переписке. После Октября дом занимал Институт леса АН СССР, затем филиал больницы. Поблизости расположена Успенская церковь, выстроенная во второй четверти XVIII века. Но строили ее в духе храмов предшествующего столетия, и потому архаичное уже для своего времени здание выглядит грубоватым и нескладным. Вокруг расстилается обширный трехсотлетний парк, поддерживаемый и сейчас в относительно приличном состоянии.


П.С. Бойцов. "Замок" в Успенском 

 А чем не достопримечательность созданный Морозовым близ Успенского конный завод? Там разводят лошадей знаменитой орловской рысистой породы, так что для любителя конного спорта такое соседство - сущая находка.

 Соседнее с Успенским имение Горки также принадлежало Морозовым. Вообще фабрикантов Морозовых в Москве было много. Основатель клана Савва Васильевич родил пятерых сыновей - Тимофея, Елисея, Захара, Абрама и Ивана. Четверо из них дали обширное потомство. Так появились Морозовы - "Тимофеевичи", "Захаровичи", "Абрамовичи" и, наконец, "Викуловичи" - по имени Викулы, сына Елисея. У каждой ветви была собственная мануфактура: у одних - в Твери, у других - в Орехове, у третьих – в Богородске. Особых родственных чувств Морозовы друг к другу не питали, и тем интереснее, что для своих загородных вилл представители разных ветвей выбрали место по соседству.


В.Д. Адамович и В.М. Маят. Дворец в Горках 

 Вот разве что владелец Горок И.В. Морозов нарушил "замковую" традицию - в 1913 году архитекторы В.Д. Адамович и В.М. Маят соорудили ему дом-дворец в самом что ни на есть неоклассическом духе. Дом настолько "классичен", что издали его можно принять за сооружение времен расцвета русского ампира. Лишь более внимательное рассмотрение позволяет уверенно распознать подделку. В отличие от строгих и спокойных, иногда величественных, иногда лиричных построек Д. Жилярди и О. Бове работа их последователей производит впечатление чисто купеческой напористости, даже агрессивности. В ней всего чересчур. Три портика - многовато для дома подобных размеров. Центральный слишком высок, слишком выдвинут вперед, своей активностью как бы стремится сразу же подавить наблюдателя.


В.Д. Адамович и В.М. Маят. Дворец в Горках 

 Мемориальная доска напоминает о том, что в тридцатые годы дом служил летним обиталищем Максима Горького. Здесь же писатель и скончался в 1936 году.

 Успенское осталось позади, но извилины шоссе по-прежнему уходят дальше на запад. Там впереди - Иславское с красивым липовым парком, двухэтажным господским домом второй половины XIX века (к сожалению, пару-тройку лет назад он начисто выгорел изнутри), Спасской церковью 1799 года в стиле зрелого классицизма, чрезвычайно эффектно поставленной на крутом берегу Москвы-реки.


П.С. Бойцов. "Замок" в Васильевском 

Еще дальше - усадьбы Поречье, Введенское, мрачный замок села Васильевское. Но пора остановиться и обратить внимание на противоположный, левый берег Москвы-реки. Там над сплошным морем зелени поднимается маленькая изящная главка Спасской церкви, что в селе Уборы. О ней всегда вспоминают историки архитектуры, когда рассказывают о стиле нарышкинского или московского барокко. Наряду с храмами в Филях и Троице-Лыкове центрическая ярусная церковь "под звоном" в Уборах является выдающимся образцом этого радостного и живописного стиля. Интересна и история сооружения храма. Его строитель, крепостной архитектор Яков Бухвостов самовольно бросил работу и отправился в Рязань строить там собор. Владелец села Уборы, боярин П.В. Шереметев-меньшой нажаловался самому царю. А тот повелел Бухвостова выдрать батогами нещадно. Сообразив, что избитый зодчий работать долго не сможет, боярин снова обратился к царю - теперь уже с просьбой простить ослушника, который и завершил храм в Уборах в 1697 году.


А.Э. Эрихсон. Загородный дом Л.Г. Пыльцовой 

 Чуть дальше Уборов, на том же левом берегу, расположен дачный поселок Николина гора. По слухам, стоял там давным-давно исчезнувший монастырек, давший название местности - Никольский погост. А 1922-1925 году здесь возник дачный поселок Николина гора. На дачах поселка проводили летний сезон работники науки и искусства, в числе которых были писатели В.В. Вересаев и А.С. Новиков-Прибой, композитор С.С. Прокофьев, артист В.И. Качалов. Этот последний, кстати, в 1948 лечился в вышеупомянутой Барвихе.

 Николина гора - лишь один в нескончаемой цепи дачных поселков, выстроившихся по сторонам от Успенского. Еще в конце XIX века возникли Усово, Раздоры, Ромашково. В шести километрах от станции Одинцово расположена деревня Дарьино, окруженная сплошным массивом старых елей, берез и изредка встречающихся дубов. Дарьино давно славилось как место отличного отдыха. В его окрестностях даже нашли источник, считавшийся минеральным, и водой которого в конце прошлого века лечили страждущих. Вокруг него выстроили несколько деревянных дач-пансионатов, положивших начало очередному дачному поселку. Среди его обитателей - академик архитектуры И.В. Жолтовский, географ С.Г. Григорьев, создатель Художественного театра К.С. Станиславский. Куда не глянь - везде дачи знаменитостей. И среди их сплошного моря поднимаются над Москвой-рекой неведомо каким ветром занесенные сюда замки.

Счетчик посетителей по странам