Одностороннее Садовое

А.В. Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис, 2003, N 100

А.Дейнека. Эстафета по кольцу "Б"
 

 

Итак, Садовое кольцо станет односторонним. Недавно о полной перестройке движения по важнейшей из всех важнейших городских магистралей сообщили как о не подлежащей изменению директиве. Хорошо это или плохо? Как всегда, можно найти весомые доводы и за, и против. Чтобы со знанием дела порассуждать на эту тему, нужно самому несколько раз проехаться по полному кругу, а потом проанализировать результаты наблюдений.

 

Информация к размышлению

 

Первое, что остается в памяти после объезда Садового кольца — изобилие крупных инженерно-транспортных сооружений. В этом отношении Садовое уступает только новым фрагментам третьего кольца, но те-то проложены в основном по полосам отчуждения железных дорог, на пустом месте, а Садовые улицы проходят сквозь густую застройку центра. И, тем не менее, — тоннели под площадями Маяковского, Таганской, Добрынинской, Октябрьской, Новым Арбатом, Большим и Малым Краснохолмским, Крымским, Высокояузским мостами, Ульяновской, Самотечной, Комсомольской эстакадами.  

Вторая особенность Садовых — резкие колебания ширины. Прокладывали кольцо на месте срытых валов Земляного города, которые в зависимости от местного рельефа имели разную ширину. Оттого и новые проезды вышли какими-то корявыми — то шире, то уже. Окончательно запутала дело реконструкция 1960-х годов, когда в нескольких местах кольцо расширили за счет сноса кварталов между ним и идущими параллельно улицами и переулками, которые тем самым оказались «ассоциированными» элементами кольца.  

Особенно впечатляет реконструкция на участке между Каретным рядом. Об исконной ширине кольца здесь можно судить по узкой щели между домами 2-4 по Садовой Триумфальной и зданием ресторана «София» — единственным оставшимся от старой застройки. Весь остальной простор Триумфальной получен за счет ширины снесенного квартала и Оружейного переулка, а транспортный тоннель пришлось пробить под самой «Софией» — иначе он просто не помещался. Но резко увеличенная ширина не принесла счастья: далее мы увидим, что подходы к Маяковке стали самым страшным местом на всей магистрали.

 

На подступах к Маяковской

 

В транспортном отношении Садовые улицы фактически представляют собой два кольца — внешнее с движением против часовой стрелки и внутреннее, по которому автомобили катятся «посолонь». У каждого из колец свои проблемы, пусть схожие, но все же разные.

Например, одно из самых «узких мест» Садовых — тоннель под Триумфальной площадью, которую, впрочем, все продолжают именовать Маяковской. И на внешнем, и на внутреннем кольце перед тоннелем постоянно возникают заторы. Но и места, и механизмы их возникновения, и масштабы этих заторов различны. Особенно больших размеров они достигают на внешнем кольце. И причина тому — именно в огромной ширине кольца перед въездом в подземелье. У пересечения с Каретным рядом для движения по внешнему кольцу выделено не то 10, не то больше полос.

С одной стороны, вроде бы хорошо, а с другой, совсем наоборот. Как раз здесь в Садовое кольцо справа вливается мощный поток от Самотеки, и направо же уходят автомобили, направляющиеся на Новослободскую и Тверские-Ямские улицы. Входящее и исходящее «течения» скрещиваются — первый старается пробиться в левые ряды, второй, напротив, изо всех рвется вправо. В полном соответствии с морскими течениями на месте их столкновения возникают мощные турбулентности, или попросту завихрения. То один, то другой бедолага, не успевший вовремя совершить нужный маневр, замирает без движения и в ожидании паузы в движении соседних рядов начинает отчаянно мигать указателем поворота. За ним встают и все шедшие в этом ряду машины. Наиболее нетерпеливые начинают выдираться в соседние ряды, которые в результате также останавливаются. Когда эта заваруха, наконец, рассасывается, тут же возникает следующая.

Несмотря на огромную в принципе пропускную способность этого участка, он стал самым «узким» местом Садового кольца. Таким образом, всем, кто планирует свернуть на Новослободскую или Тверские Ямские улицы, уже на Самотечной эстакаде следует держаться правого ряда (это не так уж и страшно: он частенько движется быстрее левых), а сразу же за ней принять энергичные меры по перестроению в правые ряды. Кстати, при въезде на улицу Фадеева недавно повесили «кирпич», теперь движение по ней одностороннее — только к центру! На Миусскую площадь теперь ведет 4-я Тверская Ямская.

Гораздо сложнее задача бедняг, оставшихся на кольце и пытающихся пробиться в тоннель под Маяковской. Движение по тоннелю в три ряда в каждом направлении (на Самотечной эстакаде столько же) и, казалось бы, для двух левых рядов не должно быть никаких проблем для безостановочного въезда в подземелье. Однако в реальности дело обстоит гораздо хуже.

Машины, ворвавшиеся на кольцо снизу от Самотеки предпринимают героический рывок, стараясь втереться в три левых ряда, направляющихся в тоннель. К ним присоединяются и лихачи, желающие обогнать хотя бы одну-две из идущих впереди машин. В этом не очень похвальном намерении им помогает огромная ширина проезжей части. Перестроение вправо, рывок вперед...

Далее проезжая часть начинает сужаться перед тоннелем: остается пять рядов, потом четыре... И разогнавшиеся торопыги с ходу бросаются опять влево. Хорошо, если поток не очень плотный, а водитель умелый — тогда втирание происходит без особых вредных последствий. Но когда вереница машин сплоченная, ворваться в нее можно лишь нахалам. Именно так и происходит. Все, пошла цепная реакция. Чем медленнее идут левые ряды, тем больше нахалов пытаются совершить обгон по правым и втереться обратно перед самым тоннелем, и тем больше замедляется общее движение. Затор разрастается, затопляя даже Самотечную эстакаду.

 

По Садовой до Зацепы

 

Маяковка осталась позади. Впереди относительно быстрый участок: возникшее после тоннеля разрежение потока позволяет автомобилям несколько разогнаться. Но езда по-прежнему нервная и неровная — по всей ширине улицы машины шмыгают из ряда в ряд, создавая порой неприятные ситуации.

Сложный маневр ожидает тех, кто хочет свернуть налево на Пречистинку. Для этого следует заранее перестроиться в правый ряд, свернуть направо на Зубовскую улицу (не попав на предшествующую ей улицу Бурденко), затем еще раз направо — в проезд Девичьего поля, что идет вдоль фасада Военной академии имени Фрунзе, и сразу же налево — на разворот. Затем на зеленый сигнал светофора вернуться с левым поворотом на Зубовскую и опять-таки на зеленый свет пересечь широченное здесь Садовое кольцо.

Вообще, левые повороты — большая проблема. Свернуть с внешнего кольца непосредственно налево нельзя нигде, везде приходится описывать сложные петли. Обычный прием — разворот, проталкивание в правый ряд и поворот уже направо. Развороты есть почти на всех транспортных развязках — над Маяковским, Новоарбатским, Октябрьским тоннелями, под Крымским и Краснохолмским мостами, под Ульяновской и Самотечной эстакадами.

На Зубовском бульваре, казалось бы, все в порядке: впереди переброшенная через кольцо эстакада, за ней Крымский мост — словом, сплошной простор. Но не тут-то было. Перед самым наземным вестибюлем метро «Парк культуры» движение резко замедляется. Причина все та же — массовые перестроения из левых в правые ряды, сворачивающие на Комсомольский проспект и Фрунзенскую набережную. Занимать места в правых рядах нужно заблаговременно!

Замоскворецкий участок Садового кольца относится к разряду относительно благополучных. Два тоннеля — под Октябрьской и Добрынинской площадями, правильно устроенные въезды и ответвления обычно позволяют поддерживать здесь достаточно высокую скорость. Единственное существенное препятствие — светофор и трамвайные пути на Ленинской площади, что перед Павелецким вокзалом.

 

Сложности Таганки

 

Особый случай — Таганская площадь — один из самых жутких в Москве транспортных узлов. С внешнего Садового кольца на площадь попадают через Народную улицу, круто свернув направо сразу после Большого Краснохолмского моста. И начинается заваруха. В принципе, с площади можно выбраться в любом направлении — к центру по Радищевской и Гончарной, к МКАД — по Таганской, Марксистской, Большим Каменщикам. Можно проехать площадь насквозь и вернуться на внешнее кольцо. Но в любом случае придется пробиваться через нескончаемую круговерть устроенной на площади автомобильной карусели с добрым десятком светофорных пересечений. Проще всего развернуться на 180 градусов — сразу же за первым светофором над тоннелем устроен узенький проездик для разворота.

Желающим попасть с кольца на Таганку следует иметь в виду, что въезды и выезды на кольцо между Ульяновской эстакадой и тоннелем прочно закрыты,*** поэтому выезжая с площади на внешнее кольцо, придется потолкаться внизу под эстакадой и постоять в вечном заторе перед светофором. Те же удовольствия испытывают и автомобилисты, направляющиеся по внутреннему кольцу к Таганской площади. Хуже всего придется тем, кто хочет попасть на Гончарную набережную Москвы-реки. Беглый взгляд на план города обещает сплошное удовольствие — быстрый пролет по эстакаде, тоннелю и сразу за ним — направо, под Краснохолмский мост. Но не тут-то было: за тоннелем выезд направо закрыт, и незнающие этого уносятся нескончаемым потоком на мост с веселенькой перспективой потерять минут 5-10 на разворот и возврат обратно. Единственным утешением может служить то, транзитный поток по кольцу площадь не задевает, спокойно прошелестывая под ней в тоннеле.

От Яузы начинается длинный участок, где нет ни одной транспортной развязки и все перекрестки регулируются светофорами. Движение здесь замедленное, рваное, однако заторов все же не возникало. Видимо, кому-то это не понравилось, и положение решили срочно исправить — путем сооружения торгового центра перед Курским вокзалом. Громоздкая чушка загромоздила площадь, демонстративно повернувшись к южным «воротам столицы» глухим задом, лишила стоянок прибывающие к вокзалу автомобили, которые вынуждены парковаться теперь на прилегающем участке Садового кольца. Этого мало — открытие магазина вызвало дополнительный приток как машин, так и пешеходов в и без того нагруженный до предела уголок Москвы. Результатом стало образование еще одного узла заторов.

 

Так что же будет?

 

Несомненно, плюсы у одностороннего движения найдутся. Так, бесспорным достоинством станет ликвидация проблемы левых поворотов. Что же касается двукратного увеличения количества полос для езды в одном направлении, то это палка о двух концах. С одной стороны, вроде бы и неплохо, но... Увеличение ширины целесообразно лишь на загородных автострадах, где отсутствуют примыкания и пересечения в одном уровне. На городской же улице, на которую через каждые сто метров выходит очередной переулок, увеличение ширины приведет к непрерывным перестроениям от одного края к другому, что, в свою очередь, вызовет практическую остановку движения по всем рядам. Еще более вредными станут последствия разницы в ширине проезжей части.

Но самым весомым возражением против «одностороннего Садового» является следующий несложный вывод: автомобилей на кольце станет больше. Ведь сейчас каждый выбирает для себе наиболее короткое из двух возможных направлений к цели. А в будущем? Предположим, нужный вам поворот всего в паре километров от вас, но против направления движения. Ничего не поделаешь, придется объезжать почти все кольцо. Одностороннее движение не сократит путь ни одной машине, зато удлинит очень многим. Больше машин — больше заторы. Так что лучше не станет — это уж точно!


* К счастью, директива оказалась подлежащей изменению, и Садовое кольцо односторонним не стало.

** «Кирпич» быстро повесили, но и сняли также очень скоро после публикации этой статьи.

*** Сейчас выезд на внешнее кольцо с Таганской площади открыт

Счетчик посетителей по странам