Стиль - дело тонкое

А.В. Рогачев

Опубликовано: Элитная недвижимость,2003,N 9

 

.  

Да, действительно, архитектурный стиль - дело очень и очень тонкое. Настолько тонкое, что ряд известных знатоков архитектуры вообще сомневаются в необходимости использования ­данного термина. Другие, напротив, говорят и пишут о стилях ­много и скучно, но при этом старательно обходят самый важный ­вопрос - а что вообще подразумевается под архитектурным стилем?

Если принять наиболее общее определение этого понятия, как совокупности композиционных, конструктивных и декоративных приемов, которыми пользуется строитель для создания очередного творения, то получается, что все, что выстроено руками человека, выстроено в том или ином стиле.

Но вряд ли кто-то возьмется определять архитектурный стиль какой-нибудь хибарки или слепленной из того, что под руку подвернулось, ограды самовольно захваченного огорода. Тем самым разговор о стилях имеет смысл лишь в применении к постройкам определенного уровня, и соответственно, определенной стоимости.

Ибо стиль - дело не только тонкое, но и дорогое. Затраты начинаются с самого начала, так как стильный (то есть стилистически выдержанный) дом не строится с бухты-барахты, а требует тщательно подготовленного проекта, выполнить который обычно не способны ни сами застройщики, ни большинство подрядчиков. Для этого нужен ­архитектор-профессионал.

Следует сразу оговориться, что ­приглашение известного и, следовательно, дорогого зодчего не ­является лучшим вариантом. Как правило, работы маститых - это использование, компоновка, трансформирование давно известных мотивов, так что получение некоего среднего проекта гарантировано, но только среднего. Если же вы ждете прорыва в неизвестное, то лучше выбирать из молодых и не слишком заносчивых. У них нет опыта почтенных старцев, зато лучше работает фантазия, а посему в рамках заданного стиля может родиться совершенно оригинальное решение. А там, глядишь, молодой исполнитель вашего проекта лет этак через сорок сам выбьется в маститые, и тогда ваш дом войдет во все монографии как "первая самостоятельная работа выдающегося зодчего".

.  

 В пользу молодых говорит и еще один фактор - их услуги обходятся значительно дешевле. Это немаловажно, так как затраты на стильный дом одним проектированием не ограничатся. В любом случае придется делать дополнительные ассигнования и на реализацию гениальных архитектурных замыслов, для практических целей по большей части не нужных, но необходимых для придания сооружению четких стилевых признаков. Да еще придется подбирать квалифицированную рабочую силу и соответствующие строительные материалы. В общем, сложностей тьма. Но тем весомее будет выглядеть достигнутый в конце концов успех.

Если, несмотря на все вышеизложенные отрицательные факторы, все-таки решили возвести на своей усадьбе не просто кирпичный сарай с удобствами, то для начала необходимо бегло познакомиться хотя бы с наиболее известными архитектурными стилями.

Оставим в покое замшелые античность, романский и византийские стили и перейдем сразу к средневековью. На основе выработанных тогда конструктивных приемов возникла готика. С помощью знаменитой стрельчатой арки строителям удавалось создавать легкие перекрытия больших пролетов. Мрачный романтизм готики в целом мало подходит для уютного семейного дома, а потому готические особняки в Москве и Подмосковье встречаются весьма редко. Зато уж если хочется выделиться во что бы то ни стало, то лучше готики, пожалуй, стиля и не подберешь.

 Более приятен барокко - вычурный стиль французских королей. Сложная планировка, богатая отделка с множеством колонн, статуй, плавно изгибающимися карнизами придают даже крупным сооружениям, выстроенным в этом стиле легкость и интимность. Как недостаток может рассматриваться сложность и дороговизна деталей отделки, а также установившееся в архитектурной среде отношение к барокко, как к стилю, рассчитанному прежде всего на примитивные вкусы, отождествляющие изобилие отделки с художественной ценностью сооружения.

Видимо, как реакция на барочную вычурность возник классицизм. Чаще всего постройки этого стиля опознают по портику, составленному из колонн или пилястров. Однако главный стилевой признак классицизма все же не в этом, в четкости и строгости композиционных принципов. Классический фасад должен быть простым и строгим, а все внимание наблюдателя должен притягивать единственный мощный акцент, роль которого может играть тот самый портик или какая-либо иная крупная деталь. Классический стиль дома и по сию пору считается признаком ­выдержанного и строгого вкуса владельца. ­

 Исключительно редко появляются сейчас постройки в русском стиле. И это довольно странно, так как это стилевое течение очень неплохо отвечает современным требованиям, несмотря на свою многовековую историю. Собственно говоря, все, что возводилось в допетровской России, строилось именно в этом стиле, но в те времена это никому даже не приходило в голову. Лишь в середине XIX столетия, устав от засилья всяких зарубежных течений, российские зодчие обратились к родной старине и из декоративных мотивов московских и ярославских храмов XVII века скомпоновали нечто, названное поначалу "русским стилем". Первые его проявления были не слишком удачными, а потому историки архитектуры довольно долго именовали стиль "псевдорусским".

Но дело не в терминологии, а в достоинствах русского стиля. Старорусские композиционные приемы оказались более рациональными, нежели классические или барочные традиции. Не мудрствуя лукаво, наши предки не забивали себе голову высокими теориями и подчиняли композицию хором потребностям планировки, то есть шли от своих нужд и возможностей, не забывая при этом и об эстетической стороне. В результате возникали живописные многообъемные здания, наиболее известным из которых был замечательный дворец в селе Коломенском. Один из наиболее броских признаков русского стиля - оригинальные и разнообразные формы крыш.


В целом удачная, хотя и несколько наивная попытка использования русского стиля в современном особняке.
Недостаток – несогласованность эффектного верха с примитивными формами нижнего этажа.  

Пожалуй, самый "особняковый" из всех стилей - это модерн, родившийся полтораста лет назад, когда в строительный обиход стали входить новые материалы - металл, бетон, стекло. Их широкие возможности открыли зодчим дорогу ­к созданию необыкновенных, никак не связанных с традициями прошлого (хотя не отказывавшихся от использования их отдельных элементов) до предела изысканных композиций. Несомненно, самые интересные особняки Москвы и области выстроены именно в этом стиле, который поэтому иногда называли даже стилем миллионеров.

 Наконец, нельзя не упомянуть еще один стиль, точнее, несколько стилей, вошедших в моду в первое десятилетие Советской власти. Именовались они конструктивизмом, функционализмом, рационализмом, но фактически являлись одним и тем же. Здания, выстроенные последователями всех трех направлений, отличались подчеркнутой простотой форм, рациональной (функциональной, конструктивной) красотой, практически полным отсутствием украшений. Несмотря на крайнюю строгость, почти аскетизм, конструктивизм-функционализм-рационализм дал ­ряд примеров прекрасных особняков, из которых самым известным является круглый дом архитектора Мельникова, что в Кривоарбатском переулке в Москве.

Стоит отметить, что одним из характерных признаков данного стилевого течения является плоская кровля. В древности, при отсутствии надежных кровельных материалов единственным способом защиты от атмосферных осадков была высокая и крутая крыша, по который и дождь, и снег сбегали "как с гуся вода". При этом мало внимания обращалось на органические недостатки такой конструкции - большие неиспользуемые объемы, неудобство обслуживания и ремонта.


Эффектное, но мало оправданное в функциональном плане решение.
Огромный скат кровли отнял слишком много полезного объема дома..  

Современные конструкции позволяют избежать этого путем устройства практически плоского завершения, придающего силуэту дома особую выразительность. Внутренние водостоки избавляют дом от безобразных водосточных труб и защищают от сосулек, а саму крышу можно использовать как дополнительную открытую площадь.

 Но и традиционную скатную крышу можно улучшить - прежде всего, устройством венчающего карниза. Сильно вынесенный и хорошо проработанный карниз сам по себе способен стать основным акцентом фасада, и для того, чтобы выглядеть нарядно и со вкусом, дому не понадобятся никакие другие декоративные "завитушки".

 Казалось бы, при таком стилевом изобилии всегда можно найти что-нибудь подходящее для конкретного случая, а потому Московская область должна застраиваться особняками, выдержанными в том или ином стиле. Ан нет! Ближайшие окрестности Москвы затягивает сеть уныло-безликих, все на одно лицо, коттеджных поселков.

 Самый распространенный тип загородных домов двухэтажный ящик с простейшей скатной крышей. Иногда его "украшают" одним-двумя эркерами или дохленькими ризалитами. Изобилие ящиков объясняется просто стремлением к максимальной дешевизне и полной архитектурной неграмотностью населения. Причем эта последняя работает даже тогда, когда денег у застройщика оказывается довольно. Встретишь порой особо вычурное творение и диву даешься: средств и труда вложена куча, а на получившийся результат просто смотреть противно. ­


Характерный образец наиболее примитивного загородного дома – ящика, который не оживляет
даже случайным образом прилепленное тяжелое крыльцо.
Другие недостатки – непропорциональные и архитектурно не обработанные окна. .  

 Чаще всего встречается ошибка, которую вполне можно назвать "архитектурной тавтологией": прицепится неопытный проектировщик к одной декоративной детали и развешивает ее направо и налево. Получается отнюдь не весело, а заунывно и нудно. Вот пример подобного занудства: маленький домик просто обвешан треугольными фронтонами. Ни логики, ни гармонии, а для глаза попросту утомительно.


Неумеренные повторы одного и того же элемента –
в данном случае треугольного фронтона.  

 Еще худшие результаты могут получиться и при многообразии использованных декоративных мотивов. Каждая деталь на фасаде должна играть свою точно определенную роль ­ быть главенствующим, притягивающим внимание акцентом, служить второстепенным элементом оформления или образовывать нейтральный фон. В соответствии с ролью должны определяться активность и размеры той или иной детали. Вроде бы логично и понятно, но на практике все получается иначе. Тут тебе сразу два колонных портика, и башня, и вычурной формы огромный эркер. И каждый из этих весьма активных элементов сооружения как бы силиться "перекричать", затмить своих соседей. Какая уж тут гармония!


Башня не сомасштабна всему дому,
пристройка плохо согласована с двухэтажной частью.  

А вот еще один пример. Здесь всего вроде бы в меру, здание в целом выглядит нарядным и запоминающимся. Но, взглянув на постройку, знаток архитектуры буркнет нечто невразумительное. Есть такое полуругательное слово - эклектика, которым искусствоведы пользуются для обозначения смешения стилей. История архитектуры знает примеры целых эпох господства самой разудалой эклектики. Обычно эти периоды считаются временем художественного упадка, как правило, совпадающим с упадком экономическим и политической реакцией. И потому именно сегодня еще недавно презираемая эклектика подняла голову.


Беспорядочное, хотя и живописное смешение
декоративных форм и деталей различных стилей –
лестниц, балюстрад, щипцов..  

Но вообще-то ничего особо страшного в ней самой нет. Выстроенные в эклектическом духе дома могут выглядеть вполне прилично, и единственный упрек, который можно бросить их владельцам и авторам - в отсутствии тонкого вкуса. Так что пусть ругаются знатоки - в меру эклектичный дом выглядит все же привлекательнее надоевшего ящика. Кроме того, глядишь, и под рукой особо умелого зодчего разрозненные ранее элементы сложатся в стройную систему, и родится новый, еще неведомый стиль. В конце-то концов, бытие определяет сознание, а не наоборот. А потому - вперед, к стилевым экспериментам! ­

Счетчик посетителей по странам