Звезды тысячелетия на московском небе

А.В. Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис,2000, № 237

 

Проект высотного здания МГУ
 

 Москва существует еще не полное тысячелетие, населенному пункту с таким именем всего восемь с половиной веков. А капитальное, долговременное строительство в нашем городе ведется еще меньший срок - оно началось лишь в XIV веке. Древнейшая из сохранившихся построек - церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле - выстроена в 1393-1394 годах. Таким образом, в распоряжении москвичей оставалось всего шестьсот лет для создания сооружений, достойных считаться звездами тысячелетия. Тем не менее Москве есть чем гордиться. В третье тысячелетие она войдет не с пустыми руками. Многое из того, что выстроено в нашем городе, вполне достойно наименования настоящего чуда - чуда человеческой мысли, знания, фантазии и труда. Из многочисленных выдающихся зданий и сооружений Москвы здесь выбрано всего десять лучших, уникальных, не имевших аналогов, открывших новые горизонты в строительстве и архитектуре.

 Если уж речь зашла о чудесах, то нужно обязательно вспомнить и о том, что до нас не дошло - об удивительном Коломенском дворце царя Алексея Михайловича, бывшем, вероятно, самым совершенным деревянным зданием в мире.

 И, наконец, в Москве могли бы появиться еще три огромных и удивительных здания, которым наверняка нашлось бы место в десятке - если бы только начатое строительство было доведено до конца.

  Первое из них - Кремлевский дворец, над проектом которого В. И. Баженов работал с 1767 по 1775 годы. Второе - храм Христа Спасителя на Воробьевых горах по проекту А.Л. Витберга (строительство велось в 1817-1827). Последнее - знаменитый Дворец Советов, сооружение которого, шедшее полным ходом, навсегда остановила война. О том, что три этих великолепных проекта так и не осуществились, остается только пожалеть.


Проект Дворца Советов. 1937 

  Зато десять чудес, о которых пойдет речь ниже - вполне реальные, действительно существующие. К ним можно подойти, потрогать, внимательно рассмотреть и убедиться, что каждое из них вполне достойно звания чуда.

 

 Итак, первое из них - стены и башни Московского Кремля. Возведением их руководили опытнейшие зодчие конца XV века - итальянцы (Марко Фрязин, Антон Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Фрязин Старый), отчего Кремль имел явное сходство с крепостями некоторых итальянских городов. Большие размеры и надежность укреплений ставили Кремль в число наиболее мощных крепостей мира. Но по-настоящему уникальный облик Кремль приобрел в XVII веке, когда в связи с превращением из боевой крепости в царскую резиденцию башни получили ярусные шатровые завершения, сделавшие их стройными и нарядными. Самым запоминающимся силуэтом обладает Спасская башня, по праву выступающая архитектурным символом Москвы, а часто - и всей страны.

 

 Рядом с Кремлем стоит  Покровский собор (храм Василия Блаженного), вполне достойный считаться настоящим чудом света. Единственное в своем роде сооружение, уникальное по композиции и обилию декоративных мотивов, оно является достойным памятником славного боевого прошлого русского народа (собор воздвигнут в 1555-1561 годах в память взятия Казани). Ряд незаурядных архитектурных находок придают ему удивительную живописность. Собор - сплошная загадка. Исследователи находят в нем и веяния востока, и поразительное сходство с архитектурными фантазиями Леонардо да Винчи. Остаются тайной и имена его гениальных строителей. Обычно ими называют русских мастеров Барму и Посника Яковлева, хотя существует гипотеза, что это одно и то же лицо.

 

В Кремле  расположено и третье  московское чудо – Теремной дворец, единственный сохранившийся в России (а пожалуй, и в мире) настоящий богатый русский терем - высокое, светлое жилье, установленное над нижними палатами. Уникальна структура здания. Его нижнюю часть составляет двухъярусный подклет XV-XVI веков, над которым при Иване Грозном выстроены так называемые Мастерские палаты. И, наконец, в 1635-1637 годах мастера Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков вывели три верхних, собственно теремных яруса. Внешний облик характеризуется причудливым силуэтом и богатым чисто русский декором. Множество лестниц, переходов, открытых площадок связывали Терема с другими сооружениями, входившими в состав Кремлевского дворца. К сожалению, Терема, закрытые громадой Большого Кремлевского дворца, не только не доступны для посещения, но и практически не видны.


Теремной дворце. Фрагмент фасада 

 

К западу от  Кремля  находится дом Пашкова (старое здание библиотеки имени В.И. Ленина).  Удивить Европу зданиями в стиле классицизма трудно, но этому дому, стоящему на высоком пригорке напротив Кремля, отдавали должное даже избалованные архитектурными шедеврами французы. Но, как ни странно, до сих пор не совсем понятно, кому принадлежит проект этого здания, считающегося красивейшим в Москве. Для того, чтобы безоговорочно признать автором дома Пашкова великого зодчего В. И. Баженова, не хватает малости - весомого документального подтверждения. Но был ли это Баженов или кто-нибудь другой, ему удалось соединить античность и современность, французское и русское понимание архитектурной формы, прозрачную, почти воздушную легкость с несомненной представительностью и монументальностью. Это ставит дом Пашкова в ряд мировых шедевров зодчества.

 

Третьяковская галерея известна как крупнейший музей русского и советского искусства. Интересна и история создания галереи. Однако права войти в десятку чудес тысячелетия она удостоилась не за это, а благодаря своему уникальному фасаду. Главное, что выделяет галерею в архитектурном отношении - ее фасад, пристроенный к старому дому Третьяковых в 1899 году по рисунку В. М. Васнецова архитектором В. Н. Башкировым. Фасад - не что иное, как нарядная ширма, закрывшая скучную переднюю часть старого дома Третьяковых, откуда вырос музей. Эту уникальную ширму составляют несколько прекрасно скомпонованных декоративных деталей: огромный кокошник с рельефным гербом Георгия Победоносца, три выдвинутых вперед и пышно декорированных портала, полоса кирпичного узора, нарядные наличники, изразцовая облицовка. Взятые вместе, они складываются в яркую, блестящую фантазию на темы древнерусского зодчества, преломленные сознанием художника.

 

Шестое московское чудо - вновь на Красной площади. Это Мавзолей В. И. Ленина, настоящий шедевр архитектуры, свидетельство высочайшего мастерства своего создателя - архитектора А.В. Щусева. Отсутствие избыточных декоративных элементов, простота и ясность архитектурной формы идут рука об руку с подлинной монументальностью. Удачно использовав свойства облицовочного материала - гранита - зодчий сумел выразить мемориальный характер сооружения, избежав вместе с тем подчеркнутой траурности. При небольших размерах и предельной лаконичности Мавзолей стал организующим центром огромной площади, придав ей логическую и зрительную завершенность.


А.В.Щусев. Мавзолей В.И. Ленина 

 

 Московский метрополитен по своей известности уступает в Москве, пожалуй, только кремлевским башням. Поставленная при его проектировании задача - сделать его лучшим в мире - была успешно выполнена. Технические решения, заложенные уже в первую линию, открытую в 1935 году, обеспечивали ее превосходство над прочими европейскими и американскими подземками. Но все-таки главной отличительной чертой московского метро стала великолепная архитектура подземных станций. Благодаря этому Москва задала новый, исключительно высокий уровень транспортных сооружений, ставший мировым эталоном, к которому более или менее успешно стремились подтянуться все последующие метрополитены мира. Из полутора сотен станций можно выбрать десяток-другой выдающихся, но лучшей из лучшей до сих пор остается одна из самых первых - "Кропоткинская", выстроенная в 1935 году архитекторами А.Н. Душкиным и Я.Г. Лихтенбергом.

Помимо эстетических достоинств станций, московское метро выделяется и своим утилитарным значением для города. Достаточно представить себе, во что превратится жизнь москвичей, если метро выйдет из строя хотя бы на неделю.

 

Канал Москва-Волга проходит по Москве лишь своим небольшим участком, однако целиком и полностью принадлежит нашему городу, является важнейшим элементом его городского хозяйства. Это было подчеркнуто в 1947 году присвоением каналу имени Москвы. Канал представляет собой огромный инженерно-архитектурный комплекс, по масштабам работ сравнимый с такими важнейшими мировыми сооружениями, как Панамский или Кильский каналы, и превосходящий их по количеству и качеству архитектурных сооружений - шлюзов, насосных станций, пристаней. Они возводились в переходный для советской архитектуры период, благодаря чему удачно избежали как аскетической и скучноватой строгости господствовавшего ранее конструктивизма, так и тяжеловесной и наивной пышности входившего в моду "неоклассицизма". Главное сооружение комплекса – Северный речной вокзал (архитектор А. М. Рухлядев) уже сам по себе достойный войти в десятку лучших московских общественных зданий. Уникальность канала определяется и тем, что он выполняет сразу несколько функций - является важным воднотранспортным путем, снабжает Москву и Подмосковье питьевой водой, обводняет Москву-реку и Яузу. Со времени своего открытия до наших дней канал имени Москвы - это жизнь, красота и вечная свежесть нашего города.


Северный речной вокзал 

 

  Девятое чудо - высотное здание Московскогогосударственного университета имени М.В. Ломоносова (1949-1953, архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, инженер В. Н. Насонов). Знаменитая семерка высотных зданий отличается от зарубежных небоскребов незаурядными архитектурными достоинствами - развитым ступенчатым силуэтом, пластичными фасадами и шатровыми завершениями, придающими им бросающийся в глаза, запоминающийся специфически московский характер. Лучшее из них, достойное представлять всю семерку высоток в списке московских чудес, несомненно - Университет. Самое высокое, самое большое по объему, обладающее наиболее разработанным и пропорциональным силуэтом. Благодаря ему здание быстро обрело значение символа советской науки и многократно воспроизводилось на плакатах, значках, почтовых марках не только в СССР, но и за рубежом. Значение Университета для Москвы подчеркнуто исключительно удачной постановкой здания на Ленинских горах, что сделало его видимым из многих районов города.

 

  Останкинская телевизионная башня в списке чудес стоит последней  по времени сооружения, но отнюдь не по своей известности. Еще бы - законченная строительством к пятидесятилетию Великого Октября, башня стала самым высоким свободностоящим сооружением в мире. К этому нужно было прибавить смелую новаторскую конструкцию, предложенную инженером Н. В. Никитиным и обеспечившую башне невиданное, поражавшее строителей всего мира отношение высоты к диаметру основания - около 10, и выразительный облик (архитекторы Л. И. Баталов и Д. И. Бурдин). Размещенные на башне антенны позволяли достичь надежного приема телепередач почти на всей территории Московской области, и недавний выход башни из строя почувствовали на себе миллионы телезрителей. Сооружение, сочетающее в себе смелость инженерной мысли, внешнюю стройность и элегантность, сегодня воспринимается как архитектурный символ новой Москвы.


Один из проектных вариантов башни 

 

 Вот и все. Остается пожелать, что в новом тысячелетии в Москве засияют новые звезды,  более яркие, более прекрасные, чем вышеперечисленные.

Счетчик посетителей по странам