Волхонка-ЗИЛ - не Волхонка и не ЗИЛ

А.В.Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис,2000,N 132.

Коломенский поселок ЗИС. 1948 год
 

 

Что такое Волхонка, твердо знает каждый москвич – улица в центре Москвы, идущая от Боровицких ворот Кремля до станции метро Кропоткинская. Многие прибавят, что на Волхонке расположен Государственный  музей изобразительных искусств имени Пушкина. Про ЗИЛ тоже всем известно - один из гигантов московской индустрии, выпускающий автомобили и холодильники, некогда считавшиеся лучшими в стране. О месте расположения завода помогает догадаться название станции метро "Автозаводская".

А что получается в результате  скрещивания  двух этих названий?   С   чем едят  Волхонку-ЗИЛ?  Москвичи старшего поколения наверняка помнят это словосочетание, а вот у молодежи оно уже не вызывает никаких ассоциаций. Для этой категории москвичей можно даже предложить, подобно тому как это делается в популярной телеигре,  четыре возможных ответа на вопрос, из которых нужно выбрать верный. Итак, Волхонка-ЗИЛ - это:

     А. Проектируемая магистраль, соединяющая Волхонку и ЗИЛ.

     Б. Марка холодильника,  выпускавшегося ЗИЛом.

     В. Деловой комплекс, выстроенный ЗИЛом на Волхонке.

     Г. Жилой массив у станции метро Варшавская.

   Правым окажется тот, кто  укажет последний из предложенных ответов - пожалуй, наиболее парадоксальный, на первый взгляд не имеющий ничего общего ни с Волхонкой, ни с ЗИЛом. Что касается улицы Волхонки,  это действительно так.  К одноименной  улице Волхонка-ЗИЛ не имеет никакого отношения. В 1950-х годах район массовой жилой застройки унаследовал имя другой Волхонки - стоявшей вдоль  Варшавского шоссе деревни. Эта Волхонка, ранее именовавшаяся также Изютиным, заметных следов в истории не оставила. Время ее возникновения покрыто неизвестностью. Исследователь подмосковной старины Н.В. Разоренова уверенно показывает Изютино на карте подмосковных деревень конца XVII века. Другой авторитет в области исторической географии Москвы В.С .Кусов о существовании Изютина не упоминает, а на его месте (или совсем рядом с ним) помещает совсем другую деревню - Новозаборье. Переход от Изютина к Волхонке замечается на картографических материалах XIX века. Несколько южнее населенного пункта Котлы появляется подпись "Изютино (Волконское)".  А уж от Волконского, очевидно, и пошло слово, составившее первую часть названия Волхонки-ЗИЛа.

  А вот с заводом имени Лихачева Волхонка-ЗИЛ имеет самую прямую связь, хотя и расположена довольно далеко от него. Семь десятков лет назад тут поселились работники будущего автогиганта,  именовавшегося тогда не ЗИЛ,  а ЗИС - завод  имени Сталина. В 1929 году решено  было  поднять производительность завода с 500-600 до 25 тысяч машин в год. Такой прирост  требовал  серьезнейшей реконструкции.   Параллельно нужно было решать  проблему расселения автостроителей.

 Развернулся ЗИС широко, и принадлежавшие ему дома можно было встретить в самых разных концах Москвы. Однако больше всего зисовцев проживало в двух районах - недалеко от самого завода,    где   вдоль Велозаводской   улицы   выстроились шести-семиэтажные дома и,  как ни странно, близ все той  же деревни  Волхонка. В  те  времена территория эта лежала вне официальных границ Москвы,  а потому стоявшие там несколько домиков   образовали самостоятельный населенный пункт, именовавшийся Коломенским поселком ЗИС. Почему Коломенским? Да потому, что рядом с поселком лежал остановочный пункт Павелецкой железной дороги - платформа Коломенская.

     Конечно, поселковые  строения  были поплоше московских. Первенцами поселка стали обыкновенные деревянные бараки, слепленные в 1934 году на живую нитку, но верой-правдой прослужившие целых двадцать пять лет. Стояли они по большей части между нынешними Азовской и Одесской улицами. Чуть позже рядом выросли двухэтажные деревянные домики уже с квартирным расселением - каждый на шесть-восемь квартир.


Внешность - самая скучная: вытянутые в длину оштукатуренные коробочки с двухскатными крышами и ровными рядами одинаковых окон.  Внутри замечался некоторый прогресс - к домикам подводили водопровод и канализацию. Постепенно в поселке появлялись и предприятия культурно-бытовой сферы - магазин, баня, школа. Для перевозки сотен рабочих к заводу и обратно поселок связали с Москвой сначала автобусной,   затем трамвайной и троллейбусной линиями.


  В том же духе развивался Коломенский  поселок  и после войны.  Здесь  по-прежнему велось малоэтажное строительство, но уже на качественно  новом уровне. Архитекторы М.Н. Слотинцева и О.А. Яфа, работавшие в проектной мастерской Министерства нефтяной промышленности (руководил   этой мастерской, кстати, академик А.А.Веснин - один из знаменитой тройки братьев-архитекторов) выполнили  проекты двухэтажных кирпичных  домов на шесть квартир каждый. Фасады домов были выдержаны в духе господствовавшего тогда "неоклассицизма". Их украшали  удачно расположенные балконы и угловые лоджии. На каждом  этаже  дома располагались по три квартиры, по удобствам вполне соответствующие городским, правда, с одним лишь исключением - не было ванных комнат. Вместо них полагались лишь умывальные.


План застройки начала пятидесятых годов  

Зато несомненным преимуществом здешнего  жилья  стало устройство в квартирах первого этажа помимо выходов на лестничную клетку дополнительных дверей, ведущих в индивидуальные садики, разбитые у стен домов. Благодаря этому каждая из нижних квартир получала свой небольшой приусадебный участок. Участки разделялись металлической решеткой, специально изготовленной литейным цехом завода. Дома ставились правильными рядами, со всех сторон окаймляя просторные и удачно распланированные  дворики,  оставлявшие приятное впечатление порядка и уюта. Этому же способствовали и зеленые насаждения, в том числе и те, что разводили сами жильцы на своих участочках.


Строительство в Коломенском поселке ЗИЛ.1952  

 Вслед за двухэтажными домами появились трехэтажные. Целый  квартал таких построек возвели вдоль нынешней Болотниковской улицы, ставшей таким образом, главной улицей поселка. В 1948 году, одновременно с Москвой Коломенский поселок был газифицирован, а к началу пятидесятых годов в нем насчитывалось более тысячи квартир, не считая жилья барачного типа.

К югу от  поселка все  еще торчали деревенские домики Волхонки,  чуть поближе  (там, где  сейчас  квартал между Ялтинской  улицей, Чонгарским и Симферопольским бульварами) затесался маленький поселочек с красивым названием Стрелка (кажется, в нем обитали железнодорожники), состоявший из двух рядов деревянных двухэтажных домов. Вокруг расстилались колхозные  поля,  огороды и  просто  пустыри, кое-где изрытые карьерами.  Вот эти-то окружающие просторы плюс относительно спокойный рельеф и благоприятные гидрогеологические условия и обусловили выбор здешних земель для развертывания массового жилищного строительства.

 Уже в 1952 году  Институт  генплана разработал  проект красных  линий  для будущего нового московского района.  Его границы очерчивались трассами современных Варшавского шоссе, Керченской улицы, Нахимовского и Балаклавского проспекта (в то время из этих  четырех городских магистралей  реально существовала и  имело< название имела только первая ).  В соответствии с духом времени планировка   предполагалась правильной, с прямыми широкими улицами, прямоугольными кварталами,  большими площадями. Рельеф местности  подлежал решительному сглаживанию. Но элементарные подсчеты показали, что объем необходимых для этого срезок и подсыпок  грунта позволял  загрузить  работой всех московских землекопов на пару-тройку лет вперед.

За переделку проекта взялась Мастерская N 5 Моспроекта, которой  руководил  известный к тому времени застройкой Песчаных улиц З.М.Розенфельд.  Вместе  с ним  работали архитекторы В.А.Нестеров, А.В.Сотников, инженеры Ю.П.Бялынович,   М.С.Семенова,  А.А.Сегединов.  Общая  сетка проездов осталась примерно такой же, как и в первом проекте, но  сами  улицы сильно  изменились.  Почти все они заметно сузились,  а некоторые изогнулись  плавными  дугами, следуя очертаниям  здешних  оврагов и  буераков.  Вследствие этого объем необходимых земляных работ снизился раза в три.

В 1957 году  эскизный  проект застройки нового района удостоился одобрения и был  утвержден  Мосгорисполкомом. В проектных  документах район именовался уже Волхонкой-ЗИЛ (за год до этого завод получил  имя  Лихачева вместо  Сталина). Название получилось романтически-приподнятым и информативным, напоминая о населенных пунктах, место которых должны были занять новые дома.

Разобравшись с общей планировкой, зодчие перешли к расстановке домов, обсудив и забраковав несколько вариантов. В результате планировка кварталов Волхонки-ЗИЛа  отличалась редким разнообразием.  В отличие от других районов новостроек, скажем, Новых Кузьминок, где во всех кварталах пятиэтажки выстраивались ровными рядами торцами к магистрали,  авторы Волхонки-ЗИЛа решили испытать различные приемы размещения домов.

 В квартале  32 (между нынешними Симферопольским и Черноморским бульварами и Ялтинской улицей) дома встали вдоль диагонали квартала. Соседний квартал 31 сверху напоминал слегка приоткрытый веер, лучами которого служили разбегающиеся от центра корпуса. Домики поселка Стрелка решили временно сохранить, включив их в середину квартала 27, из-за чего его планировка стала вообще ни на что не похожа. В квартале 14 (между Болотниковской, Малой Юшуньской, Одесской и Азовской улицами) тройки пятиэтажек образовывали плавные   дуги, делящие внутриквартальное пространство на уютные дворы.

 А сами  дома? Сначала предполагалось, что новый район будет застроен в основном большими кирпичными восьмиэтажными домами, но известное наступление пятиэтажек свело количество более высоких построек  к минимуму. Волхонка-ЗИЛ застраивалась  в  основном стандартными  для  того времени сериями - I-510 (блочными), I-511(кирпичными),  6-1.  Среди них "посадили" несколько восьмиэтажных односекционных блочных домов серии  II-18, наивно предполагая, что эти похожие на поставленные стоймя спичечные коробки сооружения способны принять на себя роль "высотных акцентов" окружающей застройки. Оставалась еще надежда на главную площадь района (ныне площадь академика Вишневского),  которую планировалось увенчать величественным зданием кинотеатра, но в конце концов открывшаяся в 1965 "Ангара" была выстроена по скромному типовому проекту.

Быстро пролетели  шестидесятые годы, отмеченные невиданным  размахом строительства пятиэтажек.  Выросшие как грибы районы, поначалу сохранявшие некоторую изолированность по  отношению к старой застройке, понемногу втягивались в общую городскую среду. "Вросла в Москву" и Волхонка-ЗИЛ. Сегодня  непросто  на глаз определить ее некогда четкие границы. Кварталы уплотнились возведением новых домов, разрушивших прежнюю четкую планировку. Исчезли "временно сохраненные" домики Стрелки. От Коломенского поселка  ЗИС осталось несколько домов на Болотниковской улице.

 Немного обидно, что в ходе этого естественного процесса забылось и  практически исчезло само название Волхонка-ЗИЛ. Имена его ровесников, других районов массовой  застройки  - Кузьминок, Дегунина, Филей-Мазилова перешли в названия улиц, станций метро,  административных единиц,  благодаря  чему и остались в постоянном употреблении. Им забвение не грозит. А Волхонке-ЗИЛ не повезло - в первую  очередь  из-за наличия знаменитой  тезки  - улицы в московском центре. Попробуй-ка назови станцию метро Волхонкой - выйдет  путаница,  на нее устремятся желающие посетить музей изобразительных искусств. По той же причине пришлось  исключить  в названиях  местных объектов    и   упоминания о ЗИЛе,   уместные лишь в непосредственной  близости  к заводу.   Правда, когда в шестидесятых  годах продолжали Замосковорецкий радиус метро, одну из расположенных  на территории  Волхонки-ЗИЛ  станций собирались назвать "Поселок ЗИЛ". Но открылась станция уже как Каховская. Вторую станцию тоже переименовали еще до открытия. Вместо планировавшейся Коломенской появилась Варшавская.

А названия улиц   отражают  черноморскую и  азовскую тематику, видно,  в связи с расположением района в южной части  Москвы. И никакого следа  не осталось ни от бывшей глухой деревни Волхонки, ни от ее некогда известного соседа - Коломенского поселка ЗИС...

Счетчик посетителей по странам