Москва дирижабельная
Zeppelins in the architecture of Moscow


В 2005-2009 годах автору сайта в ходе исследований возможностей использования дирижаблей для дистанционного зондирования Земли довелось познакомиться с новейшими образцами этих летательных аппаратов. И тогда возникла мысль: узнать, какое отражение нашли эти некогда популярные воздушные корабли в московском зодчестве. Первоначальный сбор данных дал не слишком утешительные результаты. Однако все-таки некоторое количество дирижаблей на стенах, колоннах, потолках и прочих элементах московских зданий обнаружить удалось.  

In 2005-2009, during the research of possibilities of use of airships for remote sensing of the Earth the author of the site had a chance to explore the modern types of these aircrafts. An idea appeared to find reflections of these once-popular aircrafts in the architecture of Moscow. At first, the performed research didn’t give any promising results. However, a number of airships on walls, columns, ceilings and other elements of Moscow buildings has still been discovered.  


Самый известный из московских дирижаблей – конечно, на станции метро «Маяковская» (1938, арх. А.Н. Душкин). На фото – один из серии мозаичных плафонов «Небо страны Советов», выполненных по эскизам А. Дейнеки.  

The most famous of Moscow airships is, of course, the one at the metro station Mayakovskaya (1938, by A. N. Dushkin). On the photo: the ceiling mosaic of a “Soviet Sky” series, made according to sketches by A. Deyneka.  

..
Также весьма известны дирижабли на колоннах Северного речного вокзала (1937, арх. А. Рухлядев ). Огромные фаянсовые медальоны (художница Н. Я. Данько)изображают выдающиеся здания, пейзажи, транспортные средства. На одном из медальонов – дирижабль В-6 над тайгой, на другом – рядом со строившимся в те годы Дворцом Советов.  

The airships on the columns of the North River Terminal (1937, by A. Rukhlyadev) are also quite well-known. The big faience medallions (by N. Ya. Danko) represent the outstanding buildings, landscapes, and vehicles. On the one of them is the airship V-6 over the taiga, on the other one the same airship is shown near the Palace of the Soviets, which was being built at that time.  


Тот же В-6, во главе эскадрильи самолетов проплывающий над праздничной демонстрацией трудящихся, запечатлен в 1934 году художником Е. Е. Лансере на потолке ресторанного зала Казанского вокзала.  

The same V-6 floating ahead of the airplane squadron over the festive march of working people was painted in 1934 by E. E. Lansere on the ceiling of the restaurant hall of Kazansky railway station.  


А вот дирижабли малоизвестные, нашедшие пристанище на стенах совершенно случайных строений. Первое из них, как это ни странно, баня на Кожевнической улице (1932, арх. Ивашкевич). Среди украшающих ее фасады керамических панно есть одно с изображением парящего дирижабля. Его автором, вероятно, является художница З. Васильева.  

And here are the little-known airships, found on the walls of some unpretentious buildings. The first of them is ‒ curiously enough ‒ the bath on Kojevnicheskaya street (1932, by I. A. Zvezdin). Among ceramic mural decorations on the facades there is one with a picture of a soaring airship. Its author is probably V. Kovalsky.  


Еще один управляемый летательный аппарат легче воздуха (правда, только макет) можно увидеть на рельефе, украшающем жилой дом (1934) на улице Алексея Толстого (для неграмотных: сегодня она почему-то именуется Спиридоновкой), 24/1. Изначально сооружаемый для Совета Народных комиссаров дом был передан для сотрудников переводимой в Москву Академии наук СССР. Вот тогда-то и появился на его угловой части этот странноватый рельеф. В первой половине тридцатых годов дирижабль символизировал высшие достижения техники, как в шестидесятые - космические ракеты.  

Another airship (though only in model) one can see on the decorating relief on the house (1934) on Alexey Tolstoy street, 24/1. Originally built for the Council of People's Commissars, this house was later given to the staff of USSR Academy of Sciences, being transferred to Moscow at that time. That's when the strange relief appeared on the house corner.  


Следующий дирижабль до нашего времени не дошел. А жаль! Он украшал стену "кабинета изобретателя" Московского городского Дворца пионеров и школьников, который в середине тридцатых годов был создан в роскошном особняке (переулок Стопани,6). Помещения Дворца отделывали видные московские зодчие, а "кабинет изобретателя" оформлял И. Леонидов, вообще отличавшийся пристрастием к этому типу летательных аппаратов.  

Next airship was not preserved. He decorated the wall of the "Inventor cabinet" in Moscow city Palace of pioneers. It was created in a luxurious mansion in the mid-thirties. Rooms of the Palace were decorated by prominent Moscow architects and the "Inventir office" was designed by I. Leonidov generally noted for his predilection for this type of aircraft.  

..
В качестве родичей архитектурных дирижаблей можно отметить стратостат на той же «Маяковской» и аэростаты заграждения, парящие над военной Москвой, изображенной на путевой стене подземного зала станции метро «Дмитровская».  

As a sort of “cousins” of airships we can note a stratosphere balloon on the aforementioned Mayakovskaya metro station and barrage balloons floating over the wartime Moscow depicted on the wall of another metro station, Dmitrovskaya.  


И оптимистическое заключение: дирижабли не погибли, они живут и летают (на снимке - А-30 в полете). А значит, есть надежда, что Москва украсится новыми изображениями этих славных летательных аппаратов.  

The conclusion is quite optimistic: airships are not dead, they live and fly. So there is a hope that Moscow would be decorated by new images of these glorious flying machines.  

Счетчик посетителей по странам