Если у тебя есть фонтан, то заткни его.

Дай отдохнуть и фонтану.

А.В.Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача, офис,2001, N 155


Фонтан "Каменный цветок" на ВСХВ

 

Городские фонтаны - вещи по большей части чисто декоративные. Красиво, интересно, но пользы никакой. Разве что немного прохлады в летний зной. Москвичи же – народ деловой, суровый, к лирике мало склонный. Наверное, поэтому так долго, на протяжении семи столетий существования города фонтанов в Москве почти не устраивали. А если вдруг и сооружали пару-тройку, то быстро одумывались, вспоминали совет Козьмы Пруткова и... затыкали фонтан.

     Сохранились относящиеся к XVII веку известия о водометном устройстве во дворе дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Были какие-то фонтаны и в Лефортовском дворцовом комплексе. Однако все это были примитивные и недолговечные сооружения. Правда, в начале XIX века фонтаны вдруг стали возникать целыми десятками, но объяснялось это неожиданное для Москвы явление чисто утилитарными соображениями. Выстроенные в то время фонтаны или в просторечье "фонталы" являлись и по виду, и по сути обычными, хотя и слегка украшенными водоразборными колонками, Из возвышающегося над низкой чашей узорного чугунного столба торчала трубка, изливающая сильную водяную струю в ведра, ушаты, кадушки местных жителей и бочки водовозов.

     Переделка оконфузившегося самотечного водопровода в напорный коснулась и фонтанов. Их стало больше, они стали красивее. К изготовлению их убранства привлекли известного скульптора Витали, изваявшего несколько скульптурных композиций для фонтанов. Из них до наших дней дошли две – на Театральной площади, позади памятника К.Марксу, и на Ленинском проспекте,14. Сюда фонтан перенесли в ходе реконструкции Лубянской площади, где он простоял около ста лет.


Водоразборный фонтан Мытищинского водопровода

     Относительно недавно, в шестидесятых годах при прокладке проспекта Калинина окончил свое существование уникальный образец полупровинциального, типичного для старой Москвы водоразборного устройства - фонтан-столбик на исчезнувшей Собачьей площадке.

     В общем, старым московским фонтанам далеко было до водяной феерии Петродворца. Наибольшей же популярностью в Москве пользуются, пожалуй, фонтан у Большого театра, а затем, скорее всего, "Дружба народов" и "Каменной цветок" на ВВЦ. Среди московских фонтанов эти играют особую роль. На Театральной площади - излюбленное место свиданий, а самые большие и богатые в городе фонтаны - бесспорно, те, что сооружены на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (позже Выставке достижений народного хозяйства СССР, ныне - Всероссийский выставочный центр, а точнее - самый большой и бестолковый базар страны).

     Сегодня выставка может гордиться тремя великолепными фонтанами, не имеющими себе равных во всей Москве. И среди них самый эффектный - "Дружба народов". Шестнадцать девушек (по числу союзных республик) в национальных одеждах (и с образцами крестьянского труда в руках) образовали хоровод вокруг центральной чаши, состоящей из сплетенных снопов, листьев, цветов, Над всем этим сплетаются десятки струй, бьющих, кажется, отовсюду. Проект грандиозного сооружения создавали архитекторы К.Т.Топуридзе, Г.Д.Константиновский, скульпторы И.Чайков, З.Баженова, А.Тенета, Н.Рылеева. Конструкцию и гидротехнику разрабатывала группа инженеров под руководством В.И.Клявина.

     "Каменный цветок" более традиционен, зато отличается поистине варварским великолепием. Здесь ставка сделана на блеск переливающейся в струях многоцветной смальты, из которой и сложен сам цветок, навеянный сказами Бажова. Делали мозаичные части не где-нибудь, а в мастерской Академии художеств. Авторами "Цветка" являются архитекторы К.Т.Топуридзе и скульптор П.И.Добрынин. Отдельные скульптурные детали изготавливала З.В.Рылеева. Гидротехническую часть спроектировали инженеры А.М.Веткин и Л.Л.Кеслер, а электрику - Б.И.Соколов.

     Ну, и наконец "Колос". Это действительно блестящий золотом колос, несколько похожий на настоящий, только высотой метров этак в десять. Бьющие из него струйки образуют вокруг него второй - прозрачный водяной колос, как бы повторяющий в увеличенном масштабе очертания изваяния. Над водяным колосом работали все тот же К.Т.Топуридзе, скульптор П.И.Добрынин, инженер Б.Новиков, гидротехник С.Страшкевич.

     Это только самые знаменитые, самые большие выставочные фонтаны. А еще несколько десятков подобных устройств поменьше и попроще разбросано по всей территории выставки - например, целая вереница их обрамляет аллею, ведущую от центрального входа к Главному павильону. Все это создано в начале пятидесятых годов, но первые подобные сооружения появились здесь раньше - 1939 году, когда начала работу первая, еще не постоянная Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Целая вереница всевозможных водометов открывалась еще на дальних подступах к ней. Четыре монументальных гранитных фонтана отмечали начало Крестовского виадука, в начале ведущего к выставке Ярославского шоссе. В данном случае призыв К.Пруткова воплотился в жизнь сразу же после окончания строительства - вода из тяжелых чугунных чаш так и не потекла.

     Зато на самой ВСХВ все шло на славу. Главную площадь - площадь Колхозов - украшал широкий бассейн с несколькими мощными фонтанами. А в северо-западном углу, на пруду, образованном запруженной речкой Каменкой, стоял "Колос", но не совсем такой, как сейчас. Несколько небольших фонтанчиков освежали воздух при входе в павильоны Татарии и Киргизии.

Исключительно эффектно была использована вода в оформлении павильона Поволжья. На его фасаде была изображена плотина тогда еще только строившейся Куйбышевской ГЭС, и из ее водосливов на устроенный перед павильоном ступенчатый каскад выливались потоки настоящей воды! Нарисованная плотина издалека казалась настоящей.

     После первого триумфального показа выставка закрылась, и надолго - началась война. А после великой Победы территорию перепланировали, большинство сооружений коренным образом перестроили. Преобразования коснулись и гидротехнических устройств. В виде, более или менее близком к первоначальному, сохранился лишь "Колос".

     Несомненный успех декоративных фонтанов на ВСХВ заставил зодчих все чаще использовать их и в других местах. В 1941 пустили фонтан (по проекту А.В.Власова) на Советской площади, в небольшом сквере перед зданием института В.И.Ленина. Бьющие вверх струи разной толщины и мощности образовывали своеобразную, вытянутую вверх пирамиду. Несколько раньше, в 1940 архитектор В.И.Долганов выполнил проект сквера и фонтана перед зданием Большого театра, однако воплотить замысел в жизнь удалось лишь после окончания войны.

     Арбатская площадь. Невезучая. К числу замечательных никогда не относилась, имела неправильные, случайные очертания, окаймлялась невыразительными скучными домами (вроде сохранившегося кинотеатра "Художественный"). В двадцатых годах на ней построили также безобразный Арбатский рынок - что-то вроде ангара. Во время войны – очередное невезение - рынок сгорел от фашистской бомбы. Тогда за площадь, наконец, взялись по-настоящему. На месте рынка в 1944 году разбили уютный сквер с партером, терассами, прекрасной металлической решеткой и, конечно же, фонтаном. Этот последний спроектировали архитекторы Г.И.Луцкий и А.С.Спасов, а скульптор С.Д.Меркуров украсил его симпатичной статуей мальчика, волокущего огромную рыбу. К сожалению, скверу вновь не повезло. Он исчез при строительстве нового здания Министерства обороны.

     Сквер на площади Репина разбит по проекту В.И.Долганова в 1947 году - к восьмисотлетнему юбилею столицы. Самый эффектный его элемент - мощный водомет, выбрасывающий струю на добрых 20 метров. В 1950 году настала очередь еще одной популярной площади - Пушкинской. На освободившейся после сноса Страстного монастыря территории разбили богато оформленный сквер с отличным фонтаном (проект архитекторов А.М.Заславского и М.А.Минкуса). Собственно говоря, водометных устройств тут целых три - большое среднее и два маленьких по краям, но все они установлены в одном общем бассейне. Эти сооружения заметно отличались от выставочных своей элегантной и монументальной скромностью, очень подходящей к строгой и торжественной застройке московского центра.

     В пятидесятые годы фонтаны устраивали даже во дворах жилых комплексов (например, на Фрунзенской набережной) или на самых обычных улицах (например, на Песчаных).

Можно не сомневаться, что в последующие Москва получила бы еще десяток-другой столь же красивых фонтанов, если бы не начавшийся в архитектуре и строительстве поворот к простоте и экономичности. Как уже отмечалось, проку от фонтанов – что от козла молока, а потому их установка на улицах Москвы прервалась надолго.


И.Д. Шадр. "Девушка с веслом" - центральная фигура фонтана в ЦПКиО.1934

     Как-то снизился интерес к игре водяных струй и в парковой архитектуре. В шестидесятые-семидесятые годы исчезло несколько фонтанов в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. А ведь в тридцатые годы стараниями администрации парка, ряда архитекторов (в первую очередь А.В.Власова) и скульпторов на аллеях, площадках, набережных этого было устроено несколько красивых и любопытных водных затей. Среди них стоит отметить водяной каскад на Пушкинской набережной с фигурой пловчихи на верхнем уступе и небольшим гротиком внизу. Изумление вызывал небольшой фонтанчик, расположенный в розарии. Сооружение состояло из навеса, под которым стояла статуя мальчика, державшего в руках голубей. Скульптор И.Г.Фрих-Хар использовал для своей работы столь редкий в ваянии материал, как фаянс.

     Еще один фонтанным заповедником можно считать территорию Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова на Ленинских горах. В отличие от парков и выставки, здесь фонтаны предназначались не для развлечения, а как средство подчеркивания торжественности, парадности ансамбля. От Университетского проспекта к главному входу высотного здания проложен широкий партер, уставленный бюстами великих российских и советских ученых. Ось симметрии партера подчеркнута длинным прямоугольным бассейном. В нем установлено множество водометных трубок, позволяющих создавать игру водяных струй, переливающихся в солнечных лучах. С противоположной стороны здания, перед так называемым клубным входом - еще один партер. В центре его - памятник М.В.Ломоносову, а по углам - четыре фонтана. В их высоких чашах спрятаны решетки воздухозаборов для систем вентиляции и кондиционирования. К сожалению, эти университетские фонтаны давным-давно не работают.

     Отличным замыслом и исполнением выделяются фонтаны Северного речного вокзала. Их названия - "Север" и "Юг" - напоминают об открывающихся отсюда путях в разные концы необъятной страны. "Север" работы скульптора Л.А.Кардашева расположен, понятно, у северной терассы здания и изображает группу белых мишек усердно поддерживающих чашу, в которой машут крыльями гуси. А символом юга художник-анималист И.С.Ефимов выбрал играющих вокруг фонтанной чаши стаю дельфинов. К сожалению, вновь и вновь приходится повторять все тот же грустный припев - оба фонтана бездействуют.


Л.А. Кардашев. Фонтан "Север".1937


И.С. Ефимов. Фонтан "Юг".1937

     Из дел дней недавних стоит упомянуть отметить развесистые фонтаны на Манежной площади, затеянные с некоторой даже фантазией, правда, довольно довольно скудной. Они неплохо смотрелось бы в городе средней руки, не слишком  богатом достопримечательностями, где-нибудь в Курске или Биробиджане. Да и в Москве это можно было использовать в  качестве аттракциона - на той же ВДНХ или в парке культуры. А на центральной площади одного из величайших (как в смысле величины, так и важности для мировой истории) городов мира, прямо под величественной кремлевской стеной любоваться этим как-то неудобно. Не пора ли еще раз вспомнить Козьму Пруткова?

 

Счетчик посетителей по странам