Творец ВСХВ – архитектор Жуков

 

Анатолий Федорович Жуков (1896 – 1964)

 

 

Архитектор Жуков мало известен даже специалистам. Достаточно указать на прекрасный сайт SOVARCH (http://sovarch.ru/arch/zh/227/), который не только не дает никаких сведений о зодчем, но и называет архитектора Александром. А между тем ни один путеводитель по Москве не оставляет без внимания огромный дом 9 по улице Горького, являющийся работой Жукова. И, конечно, всей стране известен прекрасный архитектурно-парковый ансамбль ВСХВ-ВДНХ, созданием которого долгие годы руководил А.Ф. Жуков.

Жилой дом на улице Горького. Арх. А.Ф. Жуков. 1945-1949
 

Как и у всех советских зодчих первого поколения, учеба складывалась непросто. В 1919-1920 годах он работал подмастерьем А.В. Щусева в Государственных свободных художественных мастерских, но получить диплом сумел лишь в 1926 году, окончив Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).Вскоре он становится сотрудником проектного отдела Мосстроя, где занимается проектированием жилых домов, выдержанных в лапидарных конструктивистских формах. Одной из первых работ стал жилой комплекс по Русаковской улице, 4–6–8, первоначальной бывший четырехэтажным, но в пятидесятых годах надстроенный. В 1929 году вместе с опытным М.И. Мотылевым Жуков проектирует пяти-шестиэтажные корпуса в квартале по улицам Короленко и Колодезной. В том же году начинается строительство большого жилого дома для работников наркоматов иностранных дел и внешней торговли на Каляевской улице, 5. Над проектом здания А.Ф. Жуков работал вместе с А.В. Куровским. Сооружался дом довольно долго – выдержанный в унылых формах ортодоксального конструктивизма корпус в 1932–1935 годах подвергся переделке фасада. Но повышением уровня нарядности занималась уже пара других зодчих – И.А. Голосов и И.Л. Маркузе.

Самая интересная работа зодчего в этот период – так называемая «Американка» в бывшей Дангауэровской слободе – десять корпусов (3-я Кабельная улица, 2–4), образующих в плане некое подобие двух цифр «5» (в прямом и зеркальном изображении), повернутых навстречу друг другу. Экзотическое название объясняется тем, что возводили дома американские строители (из фирмы «Лонг Эйкр»). Но проект вопреки тому, что пишут различные «москвоеды», вполне советский. Его автор – А.Ф.Жуков или ZHUKOV – именно так подписаны проектные чертежи.

За удачным началом последовало печальное продолжение. За какую-то провинность архитектор был привлечен к судебной ответственности. Но вместо того, чтобы в соответствии с нынешней логикой «сгнить в сталинских застенках», которые так любят описывать уголовно-демократические борзописцы (а особенно борзописки), он всего-навсего отправился на временное житье в Нижний Новгород (еще не ставший тогда Горьким). При этом ссылка ничуть не мешала плодотворной работе по специальности. На новом месте жительства Жуков спроектировал, в частности, Центральный универмаг (совместно с В.Н. Рымаренко) и жилой дом на улице Минина, 7. Жилой дом выстроили уже в 1935 году, а вот универмагу не повезло. Проект был разработан еще в 1936 году, но из-за войны его реализация началась только в 1948 году и закончилась в 1954.

И уж совсем не вписывается в демократическую логику совместная с Д.Н. Чечулиным работа над проектом Дворца Советов. Более того, проект А.Ф. Жукова и Д.Н. Чечулина был премирован, несмотря на злопыхательство в архитектурных кругах – дескать, не подобает такая честь ссыльному! Работа Жукова и Чечулина, представленная на открытый конкурс, по общей композиции напоминала проекты Жолтовского и Иофана, удостоенные высших премий, однако обходилась без башенного акцента. Подчеркнутая монументальность Дворца и рациональная компоновка помещений принесла Жукову и Чечулину одну из трех первых премий. Оба автора были приглашены к участию в следующем, уже закрытом конкурсе, однако их новый проект не слишком впечатлял – на этот раз Дворец Советов в представлении Жукова – Чечулина выглядел обставленным колоннами цилиндрическим объемом, увенчанный огромным шатром- колпаком. В результате во втором закрытом конкурсе, где окончательно был выбран проект Б.М. Иофана, оба зодчих участия не принимали.

Проекты Дворца Советов не были первой совместной работой Жукова с Чечулиным. Еще в конце двадцатых – начале тридцатых годов они вместе выполнили ряд проектов, большинство из которых остались нереализованными. Впоследствии Д.Н. Чечулин обогнал своего постоянного соавтора как в архитектурном творчестве, так и в продвижении по служебной лестнице. Многочисленные публикации, ему посвященные, перечисляя работы архитектора, естественно, отодвигают А.Ф. Жукова на второй план. Следует помнить, однако, что в начале тридцатых годов Анатолий Федорович был более опытном архитектором, чем молодой Дмитрий Николаевич, и, очевидно, его вклад в разработку совместных проектов был не менее весом, чем вклад Чечулина.

Активную проектную деятельность Анатолий Федорович успешно совмещал с преподаванием в МАРХИ. В 1945 году он получает звание доцента, через два года становится профессором.

Пожалуй, период наиболее плодотворной деятельности архитектора начинается с 1938 года, когда он был назначен заместителем С.Е. Чернышева – главного архитектора Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). Назначение было почетным и очень ответственным. Ансамбль выставки сооружался уже три года – по общему плану архитектора В.К. Олтаржевского. Однако проектирование велось бессистемно, павильоны выглядели разномастными – одни напоминали дворцы, а другие походили на большие сараи, строительство шло какими-то урывками. В результате срок открытия, первоначально намеченный на 1937 год, пришлось дважды переносить, а все руководство заменить.

Новым «хозяевам» запущенного архитектурного хозяйства ВСХВ пришлось ликвидировать просчеты их предшественника. Нужно было выровнять уровень декоративности павильонов, придав им если не стилистическое единство, то, по крайне мере, одинаковую нарядность и привлекательность. Насущной проблемой было создание по-настоящему парадного главного входа. С этими нелегкими задачами главный архитектор и его заместитель справились успешно, выбрав вполне удачные проекты перестройки выставочных сооружений.

Блестящим достижением стала реконструкция восьмиугольной площади Механизации. Эффектно задуманная Олтаржевским, она была им же и испорчена – постановкой в середине громоздкого и нелепого павильона Механизации. Его разборка позволила в полной мере раскрыть первоначальный планировочный замысел, а новый павильон Механизации (арх. В.С. Андреев и И.Г. Таранов) в виде открытого с торцов гигантского ангара стал своеобразным продолжением Центральной аллеи, как бы приглашающим посетителей выставки в зону отдыха.

Генеральный план ВСХВ. Арх. С.Е. Чернышев и А.Ф.Жуков. 1938
 

Сам Жуков успел поработать над проектами двух выставочных сооружений – переделкой павильона Дальнего Востока (совместно с С.Б. Знаменским) и зданием чайной, выстроенной к открытию выставки. Наконец-то открытая в 1939 году ВСХВ имела бешеный успех. Создававшие выставочные постройки архитекторы и строители трудились не зря. Архитектурно-парковый ансамбль удался почти во всех отношениях. Но проработала выставка всего два с небольшим сезона. Началась Великая Отечественная война.

В первые послевоенные годы было не до выставок. Лишь в 1949 году последовало решение о возобновлении ВСХВ на прежней территории с использованием старых строений. Но планировка и застройка выставочного комплекса все-таки сохраняли следы изначальной экономии и спешки. Руководить его превращением в великолепный ансамбль, который помнят все москвичи старшего и среднего поколений, а молодежь знает по фотографиям и кинофильмам, суждено было Анатолию Федоровичу, назначенному на пост главного архитектора ВСХВ.

Прежде всего была разработана новая планировка ВСХВ. Случайное местоположение главного входа выставки 1939 года определялось экономическими причинами – невозможностью сноса большого села Алексеевского, стоявшего в районе нынешнего наземного вестибюля станции метро «ВДНХ». В начале пятидесятых обитателей замшелых домиков   переселили в новые дома, а саму деревню снесли. Освободившуюся территорию использовали для создания новой входной части выставки с монументальными пропилеями Главного входа (прежний Главный вход стал Северным) и прекрасным зеленым партером перед ним. Практически полностью был перестроен раздел животноводства.

Генеральный план ВСХВ. Фото с макета. Арх. А.Ф.Жуков. 1954
 

Этим изменения старой планировки не ограничились. Для новых советских республик, вошедших в состав СССР – Эстонской, Латвийской, Литовской, Молдавской, Карело-Финской, потребовались свои павильоны. Кроме того, собственным павильоном должна была обзавестись и РСФСР, до той поры представленная на выставке лишь региональными павильонами. Это вызвало необходимость расширения площади Колхозов, на которой размещались республиканские павильоны. К ее старой прямоугольной части прирезали  восьмиугольник, расположенный на месте снесенного Главного павильона. Новый Главный павильон, напоминающий по композиции московские высотные здания, замкнул перспективу партера от вновь сооруженного Главного входа. Преображенная выставка стала более торжественной, представительной, символизировавшей собой великие достижения советского народа.

Жуков опять непосредственно участвует в проектировании павильонов - в очередной раз переделывает уже знакомый ему «Дальний Восток», надстраивая его входную часть венчающим ярусом,  вместе с А.А. Гравесом  перестраивает павильон «Зерно» на площади Механизации. К сожалению, ни то, ни другое здание не сохранились.

Жукову выпала завидная доля – руководить проектированием выставочного комплекса как в первый (1938 - 1941),  так и во второй (1949 - 1954) строительные периоды, а потому именно он с полным правом может считаться главным творцом архитектурного ансамбля ВСХВ-ВДНХ. Роль Жукова подчеркивается и тем, что он является автором наиболее значительных книг, посвященных архитектуре выставки: «Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года» (М., 1939) и «Архитектура Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки» (М.,1955). Но, несмотря на это, в средствах массовой информации гораздо чаще упоминается  первый незадачливый  архитектор ВСХВ В.К. Олтаржевский, а о Жукове если и вспоминают, то вскользь, мимоходом. Остается надеяться, что настоящий очерк поможет исправить эту несправедливость.

Проект жилого дома на улице Горького. Арх. А.Ф.Жуков.1945
 

Зато большой популярностью пользуется имя Жукова в качестве автора огромного дома 9 по улице Горького, следующего за Центральным телеграфом. Практически все путеводители считают долгом отметить, что цоколь дома облицован гранитом, приготовленным фашистами для памятника своей так и не состоявшейся победы над СССР. А заодно упоминают и архитектора, спроектировавшего это солидное здание. За эту самую чрезмерную солидность Жукова вскоре начали жестоко критиковать – как только началась перестройка советской архитектуры. Критику можно признать отчасти справедливой – ведь массивная декорация фасада (особенно угловой части) поглотила треть всех расходов на строительство! Но зато дом стал достойным своего ответственного местоположения – на главной улице города и страны.

Счетчик посетителей по странам