Казармы на Дербеневской


На Дербеневскую улицу, прямо напротив сооружений бывшей мануфактуры Э. Цинделя выходят корпуса рабочих казарм этой самой мануфактуры.  


О том, что это не обычные жилые дома, а именно казармы, говорит необычайная ширина корпуса - около 18 метров.
По своему внешнему виду здания могут быть отнесены к восьмидесятым годам XIX столетия. Примерно в это время производственные корпуса цинделевской мануфактуры сооружались по проекту В.Г. Залесского. Можно предположить, что он же спроектировал и соседние казармы. Этому предположению не противоречит и их архитектура - вполне в "залесском" духе. 


Главный вход устроен в массивном ризалите посередине протяженного корпуса
 


Здесь расположена главная лестница. 


Она достойна внимания - широкая, просторная, а главное - выполнена из чугуна. 


Металл стал в то время традиционным материалом для лестниц в такого рода сооружениях.Противопожарная безопасность требовала устройства несгораемых путей эвакуации, а железобетон еще только входил в строительный обиход. 


План этажей также вполне традиционен для казарм. Напротив центральной лестницы расположены места общего пользования, огражденные капитальными стенами.
Пространства по бокам представляли собой огромные общие спальни с рядами нар.  


В торцах располагались запасные, скорее всего, пожарные лестницы - очень узкие и крутые  


В советское время эти грандиозные ночлежки перепланировали под квартиры - путем устройства легких перегородок.  


У центральной лестницы образовались холлы, где расположены входы в четыре квартиры на каждом этаже. Еще по две выходят на торцевые, черные лестницы.  


За двумя уличными корпусами, продолжая их линию, стоят еще два корпуса - несколько более высокого класса. Они предназначались для квалифицированных и семейных рабочих.
 


Входы и лестницы устроены аналогично казармам.
 


Но вместо общих спален во всю длину здания протянулся темный коридор, по сторонам которого расположены комнаты. В каждой их них могла обитать одна или несколько семей.
Это относительно "комфортабельное" жилье существенной перепланировке не подвергалось. Одно общежитие используется по первоначальному назначению, а другое отошло под техникум  


А между рядами корпусов, прямо под окнами проходил подъездной путь от Павелецкого направления железной дороги к фабрике. Его разобрали в конце прошлого века. Осталась только часть шпал, над которыми сегодня стоит забор техникума.  

Счетчик посетителей по странам