Кинотеатр

Айда в кино

А.В.Рогачев

Опубликовано: Квартира, дача,офис, 2001, N 105

Хорошо, наверное, жить в доме, первые этажи которого занимает кинотеатр. Захотел приобщиться к достижениям мировой культуры - всего-то и нужно, что встать с дивана и спуститься вниз. Хотя по нынешнем временам достижения эти сводятся по большей части к выстрелам, взрывам или мордобитию, а если вдруг связный текст прорвется, то только типа: "Ах ты, скотина!" Тут не завидовать, а скорее сочувствовать беднягам-соседям приходится. Тем более что домов со встроенными кинотеатрами в Москве не один десяток, и появляться они начали еще сто лет назад....

      Кинематограф.

      Три скамейки.

      Сентиментальная горячка,

     Аристократка и богачка

В сетях соперницы-злодейки.

Эти ранние стихи О. Мандельштама дают представление не только о репертуаре первых российских киношек, но и об их интерьере. Экран, подозрительно напоминающий обычную простыню, несколько выстроенных одна за другой скамеек, занавешенные черным коленкором окна, шипящий аппарат. Когда измученный киномеханик вращал его ручку, на экране оживали мутные, судорожно дергающиеся фигуры. Но все равно, публика смотрела, затаив дыхание, на все, что бы ни показали - глупейшую комедию, пошлую драму, просто видовую картину.

Кинотеатры именовались биоскопами, электробиографами, иллюзионами, электротеатрами. И, конечно же, размещались везде, где ни попадя - чаще всего просто в жилых квартирах, в больших комнатах которого выстраивали эти самые "три скамейки". Шум, скопление людей, нарушающее покой соседей, пока еще никого не смущали. Гораздо страшнее была высокая пожароопасность кинематографа. После двух-трех случаев загорания пленки, окончившихся легким испугом, произошел страшный пожар с человеческими жертвами - сгорел кинематограф в Бологом, что между Москвой и Петербургом. Только тогда задумались над опасностью, таившейся в тесном соседстве раскаленной лампы, горючей пленки и сидящей в темноте толпы людей. Московская городская дума приняла специальную инструкцию "Обязательные постановления об устройстве и содержании кинематографов". Главной их целью было обеспечение противопожарной безопасности. Прежде всего кинотеатры разрешалось устраивать только в каменных, несгораемых зданиях и только в первом или втором этажах - оттуда легче спасать людей в случае пожара. Зрительные залы и кинобудки должны были отделяться от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. На случай пожара требовались запасные выходы, причем лестницы на них следовало устраивать не деревянными по московской моде, а металлическим или бетонными.

На первый взгляд вызывал удивление пункт "Постановлений...", запрещавший показывать фильмы непосредственно над и под помещениями аптек и москательных лавок. Ларчик открывался просто - в этих последних заведениях, как правило, имелся набор легкогорючих веществ, что делало их соседство с источником постоянной пожарной опасности особо нежелательным.

С введением "Постановлений..." уходили в прошлое безразмерные скамейки, их должны были заменить индивидуальные кресла или стулья, причем прочно прикрепленные к полу - чтобы ими зрители не могли давить друг друга в случае внезапной паники.

Требования были разумны, более того, даже превосходны, но, к сожалению, далеко не всегда соблюдались. Особенно это относилось к окраинам города, где безраздельно господствовала деревянная застройка и даже дома, внешне выглядевшие кирпичными, имели деревянные перекрытия и перегородки. Любая попытка устроить в подобной халупе, скажем, бетонные лестницы неминуемо привела бы к ее обрушению. Хозяева таких простеньких киношек по-хорошему договаривались с техниками градоначальства, обязанными выдавать разрешения на показ фильмов, и все кончалось ко всеобщему удовлетворению.

Впрочем, гений кинематографии отнесся к Москве довольно благосклонно - трагедий в кинотеатрах нашего города, к счастью, не случалось. Единственная серьезная киношная катастрофа была связана не с местами показа, а местом производства кинолент. Однажды вечером взорвалась и выгорела студия студия знаменитого продюссера А. Ханжонкова, располагавшаяся в доме (тоже жилом!) >Саввинского подворья (ныне стоящем во дворе дома 6 по Тверской улице). Пострадал ряд квартир, в самой студии погибли два человека. В результате Ханжонкову пришлось переводить свое огнеопасное производство подальше - в специально выстроенный легкий павильон на Житной улице.

А кинотеатры по-прежнему лепились прямо в жилых постройках. Например, трехэтажный дом с маленькой башенкой на углу Тверской-Ямской и Лесной улиц (ныне дом 28/4 по 1-й Тверской-Ямской) был уже не первой молодости (его выстроили в 1880 году по проекту архитектора П. Чижикова), когда последние владельцы, наследники купца Шерупенкова, решили устроить в нем кинематограф. В 1915 году эту довольно болезненную для дома операцию произвел архитектор В. Мотылев. Просуществовало заведение недолго - в 1918 году его закрыли, однако в эпоху нэпа была сделана слабая попытка вновь оживить кинопоказ под знойным названием "Ялта".

В 1912 году архитектор Л. Кравецкий взялся устраивать кинотеатр в первом этаже жилого дома, что на углу Цветного бульвара и Садовой-Самотечной улицы. Этому повезло значительно больше: он просуществовал больше полувека, несколько раз меняя названия, и закрылся, кажется, где-то около 1970 года. Возможно, кто-то из москвичей еще помнит маленький кинотеатр с энергичным именем "Экспресс"...

Еще одно кинодетище тех далеких временем скончалось вообще недавно - в 1977 году. Именно тогда на Сретенке, 19 закрылся кинотеатр "Уран", история которого началась в 1913 году. Архитекторы П. Духовенский и А. Фольбаум умудрились встроить зрительный зал в старый-престарый (середины XIX века, а может, и старше) двухэтажный домик. В 1912 году домовладелица Белоярцева устроила кинозал в своем доме, открывавшем правую сторону Пятницкой улицы. Аналогичным образом оборудовали и прочие подобные заведения, а было их в 1913 году по всей тогдашней Москве (то есть в пределах кольца валов) целых 107! Всего несколько из них имели отдельные, специально выстроенные здания. Зато какие! Они до сих пор служат украшением города. Скажем, здание нынешнего театра "Современник" - не что иное, как бывший кинотеатр "Колизей", эффектно задуманный и отлично выстроенный одним из самых знаменитых архитекторов - Р. Клейном, автором проектов многих знаменитых московских зданий - Музея изобразительных искусств, ЦУМа, Средних торговых рядов на Красной площади.

К строительству кинотеатра "Художественный", что поныне работает у Арбатских ворот, приложил руку великий мастер архитектуры стиля модерн Ф. Шехтель. Неплохо получился и бывший "Форум" (Малая Сухаревская площадь, 2), хотя его автор Ф. Кольбе к числу знаменитостей и не относился. На Триумфальной площади (позже площадь Маяковского) выросло какое-то безвкусное, большое и кривобокое сооружение. Проектировщиков - архитектора А. Фольбаума и техника-кинематографиста В. Чебанова - винить в безобразии их детища не стоило: по замыслу хозяина А. Ханжонкова, оно составляло лишь первую очередь гигантского кинокомплекса. Но последующие очереди так и не появились, а уродство первой скрыли в пятидесятых годах, встроив кинотеатр, именовавшейся "Москвой", в административное здание.

Этими солидными, капитальными постройками в московском кинотеатростроении наметился определенный перелом в сторону отдельно стоящих зданий. Именно так возводились кинотеатры двадцатых-тридцатых годов. В состав огромного комплекса, известного как "Дом правительства", что у Каменного моста, вошел эффектный, перекрытый ступенчатыми арками объем кинотеатра "Ударник" (1931, архитектор Б. Иофан). На далекой окраине, какой тогда являлась Семеновская площадь, возник первый в Москве двухзальный кинотеатр "Родина" (1938, архитектор В. Калмыков).

Арх. В.Калмыков. Кинотеатр "Родина" на Семеновской площади
 

Но уже к концу тридцатых подобные сооружения стали вызывать явное неудовольствие маститых градостроителей. Относительно низкие, небольшие объемы отдельно стоящих кинотеатров плохо вписывались в парадные шеренги многоэтажных зданий, которыми планировалось застроить московские магистрали. Естественной реакцией на это явилось предложение вернуться к старой практике - встраивать кинотеатры в первые этажи жилых домов. По отношению к таким встроенным кинотеатрам архитекторы разделились на два враждующих лагеря - противников и сторонников. Противники утверждали, что зрелищные заведения создают большие неудобства для жильцов из-за шума и постоянного наплыва посетителей, а кроме того, ведут к удорожанию строительства из-за необходимости применения сложных конструкций для перекрытия широких залов. "Позвольте, - отбивались сторонники, - ведь никто не возражает против магазинов в жилых домах. А ведь от них, согласитесь, и шума, и столпотворения больше, а плюс к тому запахи, мышки-крыски, разгрузочные работы. Так что кинотеатры - это чистые и приятные соседи".

Что касается строительных трудностей, то они вполне преодолимы. Полюбуйтесь, например, на архитектора З. Розенфельда, который умудрился элегантно вписать в первый этаж дома 25 по Кутузовскому проспекту кинозал шириной в 10 метров, а между колоннами внутри зала - в 7 метров. Над залом  вставили двойное перекрытие, фактически технический этаж высотой в два метра. Он выполнял двоякую роль: во-первых, обеспечивал звукоизоляцию; во-вторых, служил для отвода от зала всех водопроводных, канализационных, отопительных стояков, пронизывавших вышележащие квартиры. При этом размеры этажа гарантировали свободный доступ ко всем этим сетям для наблюдения и ремонта.

План встроенного кинотеатра
 

Дом с кинотеатром, заложенный еще до войны, удалось завершить лишь в 1949 году.  Опыт оказался удачным, и тот же проект повторили по соседству - в доме 21. Оба здания, вместе со стоящим между ними домом 23, образовали эффектный жилой ансамбль с двумя кинотеатрами ("Пионер" и "Призыв"). Очевидно, Зиновий Моисеевич был горячим сторонником встроенных кинотеатров, потому что воткнул зрительный зал и в еще один дом на том же Кутузовском проспекте, 30/32 ("Киев", 1951). Да что говорить, если даже в обоих жилых высотных зданиях Москвы, выстроенных в те годы, оказались довольно большие кинотеатры. В доме на площади Восстания (1954, архитекторы М. Посохин и А. Мндоянц) - "Пламя", а на Котельнической набережной (1953, архитекторы Д. Чечулин, А. Ростковский) - известный своими ретроспективными показами "Иллюзион". Успехи сторонников встроенного кинотеатростроения были налицо, однако не сдавались и их противники, благо в их рядах оказалось немало маститых.

Жилой дом на Кутузовском проспекте со встроенным кинотеатром (проект З.М.Розенфельда)
 

В противовес вышеперечисленным в то же самое время появились три однотипных отдельно стоящих кинотеатра, сооруженных по проекту корифея советского зодчества И. Жолтовского - "Слава" (1954 год, шоссе Энтузиастов, 58), "Буревестник" (1957 год, Добрынинская площадь, 3а) и "Победа" (1957 год, Абельмановская улица, 17а). Известный своей приверженностью к классике Жолтовский постарался сделать фасады этих зданий достойными и солидными, но достиг совершенно обратного эффекта. Как и предсказывали сторонники встроенных кинозалов, кинотеатры Жолтовского из-за своих небольших размеров просто потерялись на фоне крупных соседей, а их всерьез выполненная "классическая" декорация вызывает грустную усмешку, подобно наивной детской игрушке.


Кинотеатр "Прогресс" 

И все же, несмотря на скромность успехов сторонников отдельных кинотеатров, длившийся два десятилетия спор оказался решенным в их пользу. Поворот в советской архитектуре, приведший к переносу внимания зодчих с красивой отделки фасадов на удобства эксплуатации и экономичность, в числе прочих дал ответ и на этот вопрос. В 1958 году на Ломоносовском проспекте появился знаменитый "Прогресс" (архитекторы Е. Гельман, Ф. Новиков, И. Покровский, инженер М. Кривицкий). Броское решение его объемов - тяжелая глухая коробка на легком, обильно застекленном основании, несмотря на соседство более высоких восьмиэтажных домов, сделало кинотеатр главным элементом ансамбля. Проект оказался так хорош, что в Москве появились пара собратьев "Прогресса" - "Ленинград" на Новопесчаной улице и "Рассвет" на улице Зои и Александра Космодемьянских. Затем хлынул поток типовых и индивидуальных проектов - на все размеры и вкусы. Каждый москвич семидесятых годов знал в лицо "Россию", "Октябрь", "Мир", "Космос". Какое-то время на окраинах города еще появлялись жилые дома с небольшими кинозальчиками, но зритель уже успел почувствовать все прелести широкого экрана, хорошей акустики, просторных и удобных фойе и сделал свой окончательный выбор.

Кто бы тогда дерзнул подумать, что всем московским кинотеатрам остается всего три десятка лет полнокровной жизни?! Появление видео подкосило их всех - и встроенные, и отдельные. Самые знаменитые еще борются, часть превратилась в клубы местного значения, а большинство сдалось бесповоротно, отдав свои залы и фойе под мебельные салоны, выставки стройматериалов или автомагазины... Спите спокойно, "Рассветы" и "Байкалы", дело свое вы сделали честно.

 

Счетчик посетителей по странам