Архитектура Ленинградского проспекта
в проектах и старых фотографиях
Часть 3. Аэропорт


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4


Среди московских магистралей немало проспектов и шоссе с разностильной и разномасштабной застройкой. Но Ленинградский проспект отличается от них тем, что при всей разномастности стоящих вдоль него зданий и кажущейся бессистемности их расположения, выглядит весьма привлекательно – в первую очередь благодаря тому, что собрал вокруг себя интереснейшие образцы советской архитектуры тридцатых –шестидесятых годов ХХ века. Особенно много их вокруг станции метро «Аэропорт». Об этом районе и пойдет здесь речь.  


По правой стороне сразу за остатками Петровского парка стоит монументальный дом под номером 44. Его выстроили в 1939 году по проекту архитекторов В.А.Лейбо и А.Д.Суриса для руководства и преподавателей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Академия располагалась совсем рядом – в бывшем Петровском дворце, а ее новые корпуса выстроились вдоль нынешних улиц Пилота Нестерова, Серегина, Красноармейской.  


Заурядная на первый взгляд школа (N 46) появилась в великом 1935 году, открывшим эру массового школьного строительства в СССР. За один этот год в Москве выстроили 72 новых школьных здания – больше, чем за предшествующие 10 лет. Проект А.И. Антонова и А.М. Шевцова (на фотографии), разработанный для площадки на Ленинградском проспекте, впоследствии был повторен еще в нескольких постройках.  



Дом 48 – один из первых жилых домов послевоенной постройки. Его выстроили к 1950 году по проекту А.В. Мезьера. На фотографиях – завершающий этап строительства и полностью законченный дом.  

..
История московского авиатранспорта начиналась на поле Центрального аэропорта. Выстроенный (в глубине нынешнего владения 41) в конце двадцатых годов первый московский аэровокзал скоро оказался тесным для бурно растущего пассажиропотока и в середине тридцатых годов был расширен по проекту А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского. На фото: проект и реконструированный аэровокзал.  


Угловой дом под номером 50 – интересный, хотя и малоизвестный образец московского постконструктивизма. Привлекательный вид обычной пятиэтажной коробочке придает необычное оформление окон верхнего этажа, объединенных горизонтальными тягами в некое подобие ленточного окна, столь любимого ортодоксальными конструктивистами. А главная «изюминка» декора – легкая, откровенно декоративная колонка на уровне пятого этажа, элегантно выделяющая угол сооружения. Автором проекта, реализованного в 1939 году, был архитектор П. Александров.  


Нечто странное представляет собой дом 56. Его тяжелые верхние этажи грузно нависают над прорезанной глубокими, украшенными изящными колоннами лоджиями нижней части. Нарушение тектоничности объясняется историей строительства: в 1935 году дом, предназначенный для РЖСКТ "Инженер-ударник", задумывался автором проекта З.М. Розенфельдом в 6 этажей. Стройка шла так медленно, что у РЖСКТ ее отобрали и передали заводу имени Менжинского. Но и тот смог достроить (к 1938 году) его только трехэтажным (на фото), и именно эти этажи выглядят так, как было задумано.  


После войны (в 1950-1954 годах) возникли замыслы включения дома в новый комплекс, центром которого должен был стать десятиэтажный корпус (авторы – архитектор Д.Олтаржевский, Н.Афанасьев, Г.Кузнецова, Ю.Юров, инженер А.Рудый). Для достижения сомасштабности с проектируемым зданием над существующим корпусом надстроили три этажа самых примитивных форм, исказив тем самым первоначальный замысел Розенфельда. К сожалению, на этом работы по созданию комплекса и завершились.  


Занятна история жилого комплекса «Автодорожник», ныне числящегося под номером 60. Он сооружался в тридцатых годах для сотрудников управления автомобильных дорог по проекту архитектора Б.В. Ефимовича. Сначала, в 1936-1938 годах были выстроены два корпуса по красной линии.  


В их пышно украшенных коринфскими колоннадами и балюстрадами фасадах явно чувствовалось влияние знаменитого «дома на Моховой» архитектора И.В. Жолтовского.  


За столь откровенное эпигонство зодчему сильно попало от критиков, и в результате вторая очередь (корпус в глубине участка) сооружался по новому, в корне измененному проекту – без особых излишеств.  


К сожалению, представленный на снимке эффектный вид на курдонер комплекса ныне закрыт безобразными торговыми павильонами.  



Дом был весьма комфортабельным, о чем можно судить по представленным на снимках плану бокового крыла дворового корпуса и интерьеру вестибюля.  


Наземные вестибюли станции метро «Аэропорт» встроены в нижние этажи дома под номером 62. Кажется вполне естественным, что дом этот принадлежал самому Метрострою. Выходящие на улицу боковые крылья, где и располагаются входы в метро, были сданы в эксплуатацию одновременно со станцией – в 1938 году. Но были они тогда значительно ниже нынешних – всего в четыре этажа. Проект дома разработал С.М. Кравец, занимавший в то время пост главного архитектора Метростроя.
После войны эти корпуса стали выпадать из «подросшей» застройки проспекта, и в 1950-1954 годах их надстроили на 2 этажа. Одновременно в глубине двора выросла центральная часть, соединившая боковые крылья. Проект составили все тот же Кравец и архитектора И.Д. Мельчаков.  


А сама станция метро «Аэропорт», принадлежащая, пожалуй, в числу наиболее интересных по своему архитектурному решению, выстроена по проекту Б.С. Виленского и В.А. Ершова. Находящаяся почти под самым домом станция, конечно, доставляет неудобства его жильцам – в виде вибрации от тормозящих и разгоняющихся поездов.  


Интересно, что в первоначальном проекте оформления подземного зала (архитекторов Б.С.Виленского и Б.Б.Савицкого) вместо нынешних парашютных строп на путевых стенах красовались изображения самолетов.  


Самое представительное здание на этом участке проспекта – несомненно, Московский автодорожный институт (МАДИ), украшенный многочисленными тяжелыми колоннами. Строительство МАДИ, тогда носившего имя В.М. Молотова началось еще в 1939 по проекту А.Э. Зильберта и А.М.Алхазова, но было прервано войной и возобновилось лишь в 1950 году.  


Авторами нового проекта стали С.Е. Чернышев, А.М. Алхазов и инженер И.О.Оршанский. Сложность и дороговизна внешней отделки затянули стройку на много лет, и здание вступило в строй лишь в 1957 году.  


Напротив МАДИ расположено еще одно учебное заведение - Областная партийная школа, выстроенная по проекту Б.Ю.Бранденбурга, В.В. Степанова, инженера А.Ф.Кузьмина. Как и большинство важных общественных зданий начала пятидесятых годов, школа решена в неоклассическом духе, но по сравнению с МАДИ очень скромно. В левой части снимка виден жилой дом по улице Викторенко. Его двухъярусная колоннада отмечала выход на площадь Марины Расковой и к проспекту проектируемого Четвертого кольца. К сожалению, сегодня резервируемая трасса этой очень нужной Москве магистрали активно застраивается всякими торговыми центрами.  


На другой стороне площади Марины Расковой - здание Кинофотоинститута - НИКФИ (на снимке слева). Так должна была выглядеть площадь по замыслу проектировщика НИКФИ - А.Д. Суриса 


Несколько дальше сложными очертаниями привлекает внимание жилой дом 59. Его проектировали для Министерства иностранных дел архитекторы 12 мастерской Моспроекта И.Н.Соболев, С.П.Тюков, А.Д.Вассердам.  


Строительство велось с 1950 года, а завершилось в 1952. Излишняя усложненность плана не пошла на пользу удобствам проживания. Так, отмечалось, что коридоры в некоторых квартирах имели ширину всего 70 см. Через такие щели протащить громоздкую мебель было невозможно.  


Довольна запутана история дома 66. Еще до войны была выстроена его левая часть, правда, всего в 4 этажа. В 1950 его решили достроить по проекту А.И. Криппа. Слева к надстраиваемому старому крылу пристраивалась угловая секция, по проспекту – две рядовых, по Шебашевскому переулку – две угловых. В соответствии с проектом успели выстроить последние 4 секции, а надстройка существующей части была выполнена лишь в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов.  

Счетчик посетителей по странам