Архитектура Ленинградского проспекта
в проектах и старых фотографиях
Часть 1. Белорусская


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4


Среди московских магистралей немало проспектов и шоссе с разностильной и разномасштабной застройкой. Но Ленинградский проспект отличается от них тем, что при всей разномастности стоящих вдоль него зданий и кажущейся бессистемности их расположения, выглядит весьма привлекательно – в первую очередь благодаря тому, что собрал вокруг себя интереснейшие образцы советской архитектуры тридцатых –шестидесятых годов ХХ века. Чтобы кратко рассказать о них и представить их проекты и старые фотографии, потребуется несколько очерков.  


В первом из них пойдет речь о начальном участке проспекта - вблизи станции метро «Белорусская"». Итак, в путь - от путепровода через бывшую Царскую ветку.  


Широкий проспект существовал здесь давно, однако его благоустройством по-настоящему занялись лишь в тридцатые годы ХХ столетия, а современный вид проезжая часть проспекта приобрела лишь в конце сороковых, когда скорректировали ее профиль и покрыли асфальтом все три проезда и тротуары.  


Застройку проспекта с двух сторон открывают два огромных жилых дома. Слева, под номером 1 - обильно украшенный многоэтажный дом с множеством выступов, башенок, эркеров (1952 год). Его авторов - архитекторов Мосгипротранса М.А.Готлиба и Б.Д. Хилькевича много критиковали за чрезмерную пышность и откровенную эклектичность их творения.  


Не остались в стороне и карикатуристы: не правда ли, дом на рисунке К. Ротова чем-то напоминает творение Готлиба и Хилькевича?  


Однако дом не только открывает проспект, своей боковой стороной он выходит на перроны Белорусского вокзала, и потому играет роль парадных ворот столицы, встречающих ее гостей.  


Дом с правой стороны (N 2-4) появился на полтора десятка лет раньше (1938). Архитектор Д.Ф. Фридман попытался оживить его простые коробчатые очертания путем постановки вдоль стен ряда массивных столбов, но особого успеха не добился. Тем не менее дом выглядит вполне достойным своего места на одном из красивейших проспектов столицы. Крыши низких домиков на первом плане фотографии дают представление об общем убожестве дореволюционной застройки магистрали.  


За перекрестком с 1-й улицей Ямского поля до недавнего времени располагался 2-й Московский часовой завод, знаменитый часами марки "Слава". Завод был создан в 1924 году, а спустя несколько лет появился его главный производственный корпус, сверхсовременный по тем временам - простой, просторный, светлый, чистый. Спроектировал его архитектор А.В. Юганов. Сейчас на месте некогда славного предприятия - обширный пустырь.  


Жилой дом N 10 строился для РЖСКТ "Культурный быт" по проекту В.С. Биркенберга. Начатое в 1938 году строительство в 1940 завершал уже другой автор - Б.М.Тарелин и для другого заказчика - Наркомата финансов.  


Одновременно, в 1939-1941 годах по соседству сооружался жилой дом N 12 табачной фабрики "Ява" (архитектор И.Л. Маркузе). Типичным явлением для тридцатых годов ХХ века являлось своеволие зодчих: два стоявших рядом крупных здания оказались совершенно не согласованными друг с другом по облику. Однако к концу десятилетия органы строительного надзора стали все энергичнее добиваться взаимодействия зодчих. В частности, от Маркузе потребовали увязать оформление торцевой секции с домом-соседом, а Тарелину порекомендовали нарастить центральную часть своего творения на один этаж. Рекомендации пошли на пользу - два дома, если и не составляют единого ансамбля, по крайней мере не производят впечатления дикой разноголосицы.  


Дом кооператива "Новая Москва", появившийся на участке под номером 14 в 1926 году - одна из первых работ архитектора Н.Я.Колли. В 1954 - дом надстроили на 1-3 этажа по проекту Н.Н.Селиванова и инженера Б.И.Горжельчана.  


Рядом, почти одновременно, в 1956 году по проекту того же Н.Н. Селиванова и инженера Ю.А.Дыховичного соорудили двенадцатиэтажный дом N 18 (на снимке - строящееся здание слева), предназначенный для сотрудников Генпрокуратуры СССР. 


На следующем снимке - дом уже готов. В те годы он был самым высоким на проспекте, не зря молодой инженер уже имел опыт работы на стройке высотного дома на Котельнической набережной.  


На противоположной стороне проспекта небольшими размерами и типично конструктивистским обликом выделяется здание под номером 7. Это - первая фабрика-кухня в Москве, выстроенная в 1929 году по проекту А. Мешкова.  


Далее за бывшей фабрикой-кухней красуется жилой дом под номером 9. Заложили его еще до войны. В 1941 году был выложен первый этаж, но сдали дом лишь в 1950 году (проект архитекторов А.Г. Рочегова, П.И. Бронникова и инженеров И.В. Казакова, М.Я. Проскуровского).  


Представительное административное здание под номером 11 восемьдесят лет назад выглядело совершенно иначе. В 1929 по проекту А.В. Юганова на этом месте был выстроен скромный дом для проектной конторы "Моспроект".  


Уже спустя несколько лет возник проект его перестройки и включения в единый комплекс из двух жилых и административного корпуса (1934, архитекторы А.А. Кеслер, Б.Н. Блохин). В последнем должны были размещаться Отдел проектирования Моссовета и управление киностудии "Межрабпомфильм" (не правда ли, любопытное сочетание?). В соответствии с проктом в 1935 году началось строительство правого жилого корпуса (ныне дом 13) - для Мосфильма, но спустя три года стройку законсервировали. А сам бывший моспроектовский домик был надстроен и перестроен лишь в 1957 году по проекту А.В. Курносова - для Мосгоргеотреста.  


На снимке 1949 года - катки, укатывающие асфальт бокового проезда проспекта. За ними на первом плане - жилой дом N 13. Его строительство растянулось на полтора десятилетия. Начатое в 1935, остановленное в 1938, оно возобновилось в 1939 для другого заказчика (завода № 39 имени Менжинского Наркомавиапома) и по другому проекту (архитекторов Бушина и Вассердама из 5-й архитектурно-проектировочной мастерской Моссовета). Вновь остановленное войной строительство наконец завершилось к 1949 году - уже для работников фабрики "Большевик", а последним автором проекта достройки стал А.М. Митлаевский. За жилым домо видны еще не перестроенная контора Моспроекта и стройка дома N 9.  


Строгий неоклассический облик дома 17 говорит о его общественном назначении. В самом деле, это здание Совпартшколы, выстроенное в 1955 году. Архитекторы Т. Макарычев, А. Громов, К. Кремлева создали удобное и красивое сооружение при том, что их задача осложнялась необходимостью включить в его правое крыло четырехэтажную школу середины тридцатых годов.  


За улицей Правды на проспект выходит массивный жилой дом N 24 (1939, арх. Колодяжный?). А за ним, во дворе прячется интереснейшее сооружение - один из первых в Москве дворцов спорта (1934, архитектор Н.А.Метлин). В тридцатые годы он именовался Дворцом физкультуры завода Авиахим. План здания оказался не слишком удобным для эксплуатации, и оно подверглось перестройке, в ходе которой лишилось своего броского фасада со стеклянным полуцилиндром лестничной клетки.  


Далее на той же стороне дом 26, выстроенный в 1927-1928 годах архитектором А.Фуфаевым для кооператива "Дуксстрой".  


В плане дом представлял собой букву "П", а выходившие на проспекты торцы его боковых корпусов были завершены врезанными в углы балконами. В 1954 году дом был реконструирован (архитекторы Л.Б.Карлик, В.В.Степанов, Е.В.Овакимова), а эффектные торцы закрыты пристроенными корпусами вдоль проспекта.  


Долгой была история сооружения дома под номером 28. Дом, предназначавшийся для сотрудников Коммунистической Академии, заложили в 1932 году по проекту (на фото) А.Ф. Жукова.  


Однако вскоре решение фасадов, где мощные горизонтальные членения нижней части явно противоречили подчеркнутым вертикалям верха, было признано неудовлетворительным. Переделку проекта поручили З.М.Розенфельду и Шлезингеру, однако и этот проект (на фото) не удостоился одобрения.  


Достраивали дом, к тому времени принадлежавший РЖСКТ "Научный работник" имени О.Ю.Шмидта, по третьему проекту З.М.Розенфельда.
Далее по проспекту - знаменитые здание гостиницы "Советской" и Ажурный дом.
Рассказ о них - в следующей части.  


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4

Счетчик посетителей по странам