Архитектура Ленинградского проспекта
в проектах и старых фотографиях
Часть 2. Динамо


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4


Среди московских магистралей немало проспектов и шоссе с разностильной и разномасштабной застройкой. Но Ленинградский проспект отличается от них тем, что при всей разномастности стоящих вдоль него зданий и кажущейся бессистемности их расположения, выглядит весьма привлекательно – в первую очередь благодаря тому, что собрал вокруг себя интереснейшие образцы советской архитектуры тридцатых –шестидесятых годов ХХ века. Вторая часть фотопутеводителя - о зданиях и сооружениях, к которым удобнее всего добираться от станции метро "Динамо".  


Первый объект на пути - дом под номером 32. Некогда он пользовался огромной популярностью у богатых бездельников Москвы. Здесь располагался роскошный ресторан "Яр", для которого в начале ХХ века архитектор А.Э. Эрихсон соорудил претенциозное здание, в соответствии со своим назначением выдержанное в духе самого вульгарного модерна.  


Капитальная реконструкция "Яра" была осуществлена в 1939-1940 годах. Бывший ресторан перестроили в клуб летчиков (благо Центральный аэродром находился совсем рядом). Авторами проекта перестройки были архитекторы Н.И.Механиков и П.Н. Рагулин (между прочим, отец знаменитого хоккеиста шестидесятых годов).  


Новый фасад был выдержан в благородных классических традициях. Его украшали бюсты ученых и пионеров авиации. Верхняя часть фасада, где размещены эти бюсты - ничто иное, как высокий (до 8 метров) декоративный парапет, за которым пустота.  


Один из ресторанных залов превратился в клубный, второй - в гостиную.  


Спустя всего десять лет - новая перестройка. На этот раз к существующему зданию пристроили вдоль улицы Марины Расковой протяженный корпус с гостиничными номерами, клубный зал стал концертным, а позже - театральным.  


За проект гостиницы "Советская" архитекторы И. Ловейко, В. Лебедев и П. Штеллер были удостоены Сталинской премии.  


Прямо напротив гостиницы стоит еще один знаменитый дом - так называемый "Ажурный",выстроенный в 1940 году из крупных блоков. Дом выделялся двумя особенностями - двухрядной разрезкой стены, состоявшей из межоконных стоек и простенков под окнами, и бетонными решетками растительного рисунка (по эскизам художника Фаворского), закрывавшими глубокие лоджии (благодаря этим решеткам дом и получил свое название). Над проектом дома работали архитекторы Б.Н. Блохин , А.К. Буров и инженеры Ю.Б. Карманов и А.И. Кучеров.  


А.К. Буров имел еще один шанс отличиться, спроектировав совместно с А.И.Криппой еще один жилой дом, который должен был встать рядом, во владении 25. Но что-то не заладилось,проект так и не реализовали.  


А позади блохинско-буровского дома, на Скаковой улице в начале пятидесятых годов затевалась одна из самых знаменитых строек Москвы того времени. Здесь должен был вырасти многоэтажный жилой дом новой каркасно-панельной конструкции. Дом спроектировали архитекторы М.В. Посохин и А.А. Мндоянц и инженер Лагутенко. Однако по каким-то причинам стройка так и не началась, зато несколько позже пять аналогичных домов появились на улице Куусинена.  


Угол Беговой улицы еще недавно оформлял отличный дом 1927 года постройки, принадлежавший РЖСКТ "Дуксстрой" - кооперативному товариществу расположенного неподалеку завода "Дукс". Позже дом надстроили, а в начале ХХI века он пал жертвой гигантской транспортной развязки, подмявшей под себя окрестные сооружения, но так и не избавившей Беговую от вечных пробок.  


От Ажурного дома дом "Дуксстроя" отделяла зеленая Беговая аллея, открывавшаяся стоящими на высоких пилонах копиями знаменитых статуй на Аничковом мосту в Ленинграде.  


Главный объект на этом участке проспекта, конечно, стадион "Динамо". Он был выстроен в 1927-1928 годах по проекту архитекторов А.Я Лангмана и Л.З.Чериковера и стал первым в СССР капитальным стадионом. Благодаря этому его упоминания встречались в стихах и песнях.  


Первоначально его трибуны имели форму подковы, разомкнутой с северо-востока, а вокруг футбольного поля извивался вело-мототрек. "Великие футбольные дни" 1934 года, во время которых сборная СССР встречалась (впервые в своей истории) с зарубежной командой Турции, показали, что трибуны маловаты, а трек к тому времени уже не соответствовал возросшим скоростям гонщиков.  


Поэтому в 1935-1936 по проекту тех же зодчих стадион подвергся капитальной перестройке. Подкову замкнули, пристроив к ней северо-восточную часть с новым входом (на снимке).  


Трибуны при этом расширили за счет ликвидированного трека, заглубив их немного в землю.  


Велотрек еще долго сохранялся на другом соседнем стадионе - "Юных пионеров", расположенном почти напротив "Динамо". На снимке - план стадиона "Юных пионеров" в пятидесятых годах ХХ века.  


Выстроенный в тридцатые годы деревянный трек спустя двадцать лет был переведен в капитальные конструкции (архитектор Полторацкий).  


К сожалению, уникальное спортивное сооружение (на снимке - вид его трибуны с улицы) уничтожили в конце прошлого века, чтобы расчистить место для очередного "офисного комплекса".  


На этом велотреке в 1963 году прошли первые соревнования по картингу (фото с сайта http://www.ussr-autosport.ru).  


Трибуны главного спортивного ядра стадиона снесли в ходе недавней реконструкции траспортной развязки, а затем воссоздали на новом месте - случай уникальный!
...
В конце сороковых годов территорию перед стадионом "Динамо" благоустроили, соорудив просторную эспланаду, террасами спускающуюся к проспекту.  


На эспланаде расположены два наземных вестибюля одноименной станции метро. Архитектор Д.Н. Чечулин решил их в виде светлых павильонов, украшенных легкими колоннадами и рельефами.  


Так выглядел наземный вестибюль согласно первоначальному проекту Я.Г. Лихтенберга и Ю. А. Ревковского.  


Предполагалось, что конструкции подземного зала будут напоминать знаменитую "Маяковскую": своды должны были поддерживать тонкие металлические колонны. Имено в расчете на это архитекторы Я.Г. Лихтенберг и Ю. А. Ревковский выполнили вариант отделки.  


Однако архитектор предполагает, а инженер располагает: в действительности станцию выстроили с массивными пилонами, разделяющими центральный и перронные залы (конструктор А. Ф. Денищенко), и зодчим пришлось переделать оформление.  


Но и это решение не стало окончательным. Оно было вновь переработано, и лишь после этого воплотилось в бетон, мрамор и оникс.  


Пилоны станции украсили рельефные медальоны с изображением спортсменов работы скульптора Е.А. Янсон-Манизер.  


По правой стороне сразу за остатками Петровского парка стоит монументальный дом под номером 44. Его выстроили в 1939 году по проекту архитекторов В.А.Лейбо и А.Д.Суриса для руководства и преподавателей Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.  


Академия располагалась совсем рядом – в бывшем Петровском дворце, а ее новые корпуса выстроились вдоль нынешних улиц Пилота Нестерова, Серегина, Красноармейской. На снимке - учебный корпус по улице Пилота Нестерова, яркое произведение позднего конструктивизма, выстроенное в 1935 году по проекту А.В. Юганова  


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4

Счетчик посетителей по странам