Архитектура Ленинградского проспекта
в проектах и старых фотографиях
Часть 4. Сокол


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4


Среди московских магистралей немало проспектов и шоссе с разностильной и разномасштабной застройкой. Но Ленинградский проспект отличается от них тем, что при всей разномастности стоящих вдоль него зданий и кажущейся бессистемности их расположения, выглядит весьма привлекательно – в первую очередь благодаря тому, что собрал вокруг себя интереснейшие образцы советской архитектуры тридцатых –шестидесятых годов ХХ века. Ниже следует фоторассказ о тех, что расположены в районе станции метро «Сокол».  


На углу Ленинградского проспекта и Новопесчаной улицы стоит крупный жилой дом N 69-71. Его первая очередь по Новопесчаной (на снимке слева) появилась еще до войны (проект В.Ерамишанцева), а в начале пятидесятых годов начали строить (на фото) корпус по проспекту с огромной аркой в середине.  


Заказчиками выступали Минморфлот (затем его заменил Минавтопром) и ГУ гражданского воздушного флота, а проектировали дом архитекторы З.Брод и А.Хряков. При единстве архитектурного решения боковые крылья отличаются своей отделкой: левое оштукатурено, правое, как и центральная часть, покрыто керамической плиткой.  


Рядом - одна из первых пожарных частей советской Москвы (1929, архихитектор А.В. Куровский). По этому же проекту было возведено еще две постройки в других районах города. 


Станция метро «Сокол», открытая в 1938 году, выделялась оригинальным конструктивным решением, более не повторявшимся в московском метро. Инженеры Н. И. Кабанов, Н. И. Ушаков решили станционный зал двумя продольными сводами, опирающими на боковые стены и на средний ряд опор, а братья-архитекторы К.Н. и Ю.Н. Яковлевы эффектно оформили пролёты между опорами в виде вертикальных цилиндров, завершенных плоскими куполами.  


Запоминающийся облик получил и наземный павильон станции, спроектированный теми же зодчими  


Вестибюль открылся на восточной стороне проспекта. Но сам поселок Сокол, давший имя станции, лежал к западу от него. Из-за этого через проезжую часть проспекта постоянно двигались целые толпы пешеходов. Особенно обострилась ситуация к концу сороковых годов, когда рядом с Соколом возник огромный по тем временам жилой массив Песчаных улиц.  


Для облегчения жизни пассажиров в 1949 году на западной стороне проспекта был сооружен новый вестибюль (авторы - В. Г. Поликарпова, В. М. Андреев), соединенный со станцией длинным подземным переходом.  



Эффектно решен кассовый зал нового вестибюля. В его центре стоит массивная, расширяющаяся кверху колонна, являющаяся мощным акцентом композиции.  


Завершением проспекта является площадь Развилки, где Ленинградский проспект разделяется на Ленинградское и Волоколамское шоссе. Хотя первое крупное здание появилось на ней еще до войны, к концу сороковых годов площадь, как и большая часть прилегающих кварталов, выглядела очень уныло и не в коей мере не отвечала своему высокому значению - открывать парадный въезд в столицу со стороны второго важнейшего города страны - Ленинграда.  


Примерные планы застройки района у станции метро «Сокол» были сформированы еще в конце сороковых годов, однако их реализация затянулась почти на двадцать лет.  


Восточный вестибюль станции метро до конца пятидесятых годов оставался в окружении мелких, деревенских домиков. В соответствии с проектом, разработанном в мастерской Моспроекта, руководимой К. Алабяном, он должен был стать центром обширного жилого квартала.  


Строительство новых домов началось в 1959 году.  


У самого вестибюля еще несколько лет сохранялась старая ветхая застройка (1960 год).  


Важнейшим свершением стало возведение в 1952 году здания КБ «Алмаз» на восточной стороне площади. Архитекторы В.С.Андреев и Г.М.Вульфсон решили его в духе знаменитых высотных зданий – только без башенной части. И сегодня их творение доминирует над площадью, притягивает к себе внимание.  


На противоположной стороне предполагалось сооружение крупного жилого комплекса. Сначала архитектор В.Лебедев предложил выстроить огромный П-образный корпус, своим протяженным главным фасадом ориентированный вдоль проспекта.  


Однако затем возобладало мнение, что выходящие на шумную магистраль многочисленные квартиры окажутся не очень удобными для проживания. По этим соображениям проект поменяли – теперь комплекс состоял из четырех корпусов, повернутых к проспекту торцами. Соединяющий их стилобат отводился под торговые помещения.  


В ходе кампании по борьбе с излишествами этот вариант проекта подвергся упрощениям и в таком виде был, наконец, воплощен в жизнь.  


Наконец, эффектной точкой, зрительно замыкающей проспект на площади Развилки, должно было стать высотное здание института «Гидропроект». Проектирование началось с конца сороковых годов под руководством К.С. Алабяна и, пожалуй, установило рекорд продолжительности. В 1950 К.Алабян, В. Петров и В. Соколова разработали первый и второй варианты проекта. В 1951 последовал вариант номер три (на снимке), выполненный архитекторами К.С.Алабяном, Л.Н.Баталовым, инженером Г.В.Чернышёвым).  


В 1956 рассматривался очередной проект (уже без высотной части) К.Алабяна, В. Соколовой, Д. Канатова, но и он не был осуществлен.  


Лишь в 1965-1968 годах на этой ответственной в градостроительном плане площадке поднялась лапидарная коробочка института (архитекторы Г. Яковлев и Н. Джеванширова, главный конструктор В. Ханджи), которая при своей большой высоте слишком слаба, чтобы доминировать над обширной площадью и достойно замыкать проспект. А потому архитектурным акцентом Развилки по-прежнему остается здание КБ «Алмаз».  


С высоты башни «Гидропроекта» открывался прекрасный вид на площадь Развилки, ныне изувеченную бездарно решенной транспортной развязкой.  


Часть 1  Часть 2   Часть 3   Часть 4

Счетчик посетителей по странам