Путешествие из Петербурга в Москву

А.В. Рогачев

Опубликовано: Элитная недвижимость,2002,N 12

 

     Ни в один город нашей страны не  ведет  столько  дорог, сколько в Москву. Сразу и не сосчитаешь все проспекты и шоссе,  по которым автомобили въезжают в столицу.  Но что видит при въезде усталый путник,  жаждущий поскорее ознакомиться с достопримечательностями великого города?      Как ни грустно, но чаще всего - ничего особенного.   Художественно-архитектурное решение, достойное парадного въезда в столицу, имеют лишь немногие из московских радиальных магистралей. Первым на память приходит, конечно, Кутузовский проспект. Но беда в том, что его торжественная застройка тянется лишь от Москвы реки до площади Победы, а вот дальше..елкие (конечно, по столичным масштабам) строения бывшего города Кунцево, кое-где разбавленные огромными, но скучными современными стандартными домами. Аналогичная картина и на проспекте Мира. Бодрого запева начинающегося от Рижского вокзала участка хватает только до "Рабочего и колхозницы", а затем следует типовая жилая застройка - ничем не лучше, чем на каком-нибудь Алтуфьевском шоссе.

     В общем,  при внимательном рассмотрении из всех въездов в Москву лишь два способны удовлетворить придирчивых экзаменаторов.  Первым идет Ленинский проспект, большая часть которого решена в  виде единого лаконичного и строгого ансамбля, а вторым и, несомненно, лучшим - Ленинградское шоссе, на котором,  как ни странно, единым ансамблем и не пахнет. Оговоримся сразу - и здесь, и дальше речь пойдет только о Москве  в  ее "исторических" границах - то есть в пределах МКАД. Новым районам по Ленинградскому шоссе до органического  вживления в городскую ткань еще очень далеко.

     Итак, движущийся со стороны аэропорта Шереметьево интурист пересекает Кольцевую дорогу и у поста дорожно-патрульной службы попадает в транспортную толкучку, ставшую, увы, привычной почти для всех въездов в наш город (В настоящее время, спустя 10 лет после публикации статьи эта толкучка начинается задолго до МКАД).  Особо оглядываться по сторонам некогда,  и это  хорошо,  ибо смотреть-то не на что – справа и слева  лежат ужасные туши очередных супермагазинов.

     Но интересное начинается уже через пару сотен метров - Ленинградское шоссе пересекает канал Москва-Волга. Дуга моста плавно возносит непрерывный поток машин на 15-метровую высоту, откуда открывается широкая панорама Химкинского водохранилища, расположенных по его берегу тушинских кварталов, соседнего моста на МКАД, по которому всегда бежит вереница автомобилей и, наконец, на самое интересное - убегающее на юг к центру города Ленинградское шоссе.      Сказать, что первые дома вдоль него представляют какой-либо интерес, нельзя - самая обычная жилая застройка. Но градостроители сработали умело - среди девятиэтажек "воткнули" четверку высоченных "башен" (тоже, в общем-то, весьма заурядных), которые, несмотря на свою скромность, сразу же притягивают внимание наблюдателя (За последние годы к этим башням прибавились новые, еще более высокие, заметно повысившие эффектность застройки шоссе). Этого оказалось достаточным, чтобы первые километры Ленинградского шоссе по Москве не вызывали резкого отторжения или гнетущей скуки.

     Тем более, что дальше дело быстро идет на лад. С левой (при движении к центру) стороны магистрали неожиданно вырастает тяжеловесный массив типично "сталинского" дома тридцатых годов - со всей его традиционной атрибутикой (Ленинградский проспект,94). Такие обычно стоят в пределах Камер-Коллежского вала. А этот? Какие причуды судьбы забросили его далеко за границы тогдашней Москвы?

     Ответ на этот вопрос читается сразу же на противоположной стороне шоссе. В широком разрыве зелени на несколько мгновений взлетает ввысь стройная игла  шпиля Северного речного вокзала - водных ворот столицы. Только сейчас обращаешь внимание, что с правой стороны магистрали тянется великолепный парк, разбитый здесь в конце тридцатых годов, когда вошел в строй - канал  Москва-Волга.    Это поистине великое сооружение одним махом решило три важнейших задачи - напоило Москву чистой водой, связало столицу глубоководным путем с Волгой и спасло от пересыхания Москву-реку и Яузу. А заодно помогло сформировать прекрасную Ленинградскую магистраль. Не случайно ее главным украшением стало здание Речного вокзала, выстроенное по проекту А. Рухлядева в 1937 году. Опоясывающие здание легкие аркады ассоциируются с прогулочными палубами речных теплоходов, а стройная башня с увенчанным звездой шпилем послужила прообразом высотных зданий следующего десятилетия.   Кстати, и ранее упомянутый жилой дом (1938, архитектор Д. Зезин) строился специально для работников речного порта. Этим-то и объясняется его необычное местоположение. И если бы не война, в районе станции метро "Речной вокзал" стоял бы целый поселок подобных зданий.

     Но и без них впечатление от окрестностей Речного вокзала самое отрадное. Напротив него - аккуратный, ухоженный парк Дружбы. В окнах машины мелькают бронзовые статуи "Хлеб" и "Плодородие" работы скульптора В. Мухиной (автора "Рабочего и колхозницы"). Между ними красуется точная копия мадридского памятника Сервантесу, подаренная испанцами москвичам в 1981 году. Чуть дальше – монумент венгеро-советской дружбы, созданный в 1976 году международным творческим коллективом - Е. Вучетичем, Ж. Шроблем и Б. Бузой. А ведущую к вокзалу аллею открывает еще одно произведение монументальной скульптуры – изящная девушка с моделью яхты в руке. Статуя "Водный путь" (скульптор Ю.Кан) воспринимается как символ радости, которую принес в столицу канал.

     Парк Дружбы невелик. С левой стороны вновь мелькают жилые дома, и вновь - небольшое открытие. Еще в шестидесятых годах здесь в массовом порядке росли пятиэтажки нового московского района Химки-Ховрино. Честь и хвала зодчим: полосу вдоль самого шоссе они оставили свободной, и, когда прошел "пятиэтажный" угар, не спеша и толково выстроили здесь очень неплохой жилой комплекс (1981 год, руководитель авторского коллектива А.Меерсон). Высокий и интересный стилобат, объединяющий четыре 16-этажных кирпичных "башни"  (Ленинградское шоссе, 62-88) словно нарядной ширмой прикрыл  скучноватый пятиэтажный массив. Оказывается, чтобы сделать город наряднее, требуется совсем немного - чуть-чуть ума и  умения заглянуть в недалекое будущее.

     А с правой стороны по-прежнему высится зеленая стена. Теперь за ней прячется водный стадион "Динамо", также обязанный своим существованием каналу Москва-Волга.

Выстроенный в 1938-1939 годах по проекту Г.Мовчана и М.Мейльмана стадион с эффектной вышкой для прыжков и огромной трибуной сразу вошел в число важнейших спортивных сооружений Москвы. В 1930-х-1950-х гг. он был местом проведения водноспортивных праздников, но позже, с появлением закрытых плавательных бассейнов о стадионе стали забывать. Но окружающий парк по-прежнему является чудесным местом для прогулок.

     Чуть ближе к центру над зеленью возвышается группа серо-зеленых 16-этажных блочных башен (Ленинградское шоссе,29-35). Это так называемый микрорайон "Лебедь", строительство которого вызвало в 1970-х годах немало шума. Дело в том, что проектировщики А. Меерсон, Е. Подольская, А. Репетий, И. Федоров попытались создать жилой комплекс с максимальным сосредоточением в нем всех функций обслуживания. В двухэтажном стилобате, над которым поднимались жилые корпуса с удобными квартирами, по замыслу зодчих должны были сосредоточиться магазины, столовая, мастерские, детские ясли, библиотека, даже небольшой концертный зал - словом, все для того, чтобы жильцы могли решать свои проблемы, не выходя из-под крыши родного дома.

Как всегда, из высоких замыслов ничего не получилось. Помещения, отведенные под комплекс обслуживания, расхватали самые обыкновенные предприятия. Даже зал облюбовал для себя какой-то небольшой театрик. Но все равно квартиры в "Лебеде" сразу же стали мечтой для москвичей. Приличные размеры, удобная планировка, а главное - чудесное, поистине уникальное местоположение. С одной стороны - зелень водного стадиона, с другой - гладь Химкинского водохранилища, с третьей - лесопарк Покровское-Стрешнево (после опубликования статьи рядом с «Лебедем» возникли элитарные жилые комплексы «Город яхт» и получивший скандальную известность «Северный парк», который никак не могут достроить). И это при том, что до ближайшей станции метро можно пешком дойти минут за 5-7. Для этого нужно только перейти мост, переброшенный через пути Окружной железной дороги. Сразу за ним - станция "Войковская" и окружающие ее солидные жилые дома сталинских времен.   Главенствующую роль в ансамбле играет огромный дом под номером 13 (1956-1957, архитекторы Н.Хлынов и Е.Вулых). По бокам основного 11-этажного объема возвышаются два квадратных в плане башнеподобных корпуса в 14 этажей каждый. Монументальности добавляет и отделка "под гранит" отданных под магазины нижних этажей. Рядом, под номером 15 -еще один представительный дом (1957, архитектор А.Б.Гурков).

     С противоположной стороны - целый жилой комплекс (дом N 8), со всех сторон охватывающий уютный и нарядный дворик.  Лицевой корпус с небольшой башенкой выстроили еще до войны, в 1940 году по проекту А.Алхазова и А.Мезьера, а два Г-образных тыльных здания появились целых 10 лет спустя (проект архитекторов В.С.Андреева и В.Г.Шульгина).

     За этим домом шоссе вновь взбирается на путепровод, на этот раз - над Рижской железной дорогой. Это транспортное сооружение (1960 год, инженер И.Аршавский, архитектор К.Яковлев) носит звучное (хотя и неофициальное) название "мост Победы" и выделяется своим скульптурным оформлением. По сторонам северного въезда на мост высятся бронзовые изваяния победителей - бойцов Советской армии, мужчины и женщины.

     Огромные статуи были изваяны скульптором Н.Томским еще в 1942 году (вера в победу была непоколебима даже в тот тяжелый год), а в 1943 установлены на маленьком, узком деревянном мостике, который по проекту Д. Чечулина выстроили в это время на пересечении Ленинградского шоссе и Рижской железной дороги. Тот первый мостик был слишком узким для одной из важнейших магистралей города, и через 17 лет его заменил современный железобетонный путепровод, но его северный въезд по-прежнему украшают статуи Томского.

     Налево с путепровода открывается вид на уходящую на восток улицу космонавта Волкова. Открывает ее поистине замечательное сооружение (дом N 1), выстроенный в 1953 году (архитекторы В. Андреев и К. Кислова) в духе высотных зданий. С ними андреевский дом роднит многое - сложный, эффектный силуэт, богатая пластика и нарядная отделка фасада, прекрасные квартиры... Не хватает лишь башенного завершения. Не зря, видно, жилплощадь в этом доме по цене вполне сравнима с современными квартирами бизнес-класса.

     А шоссе бежит дальше к центру. Справа за мостом остаются учебные корпуса Московского авиационного института , слева - гаражи первого в Москве троллейбусного парка, выстроенного в 1933 году по проекту А.К. Болдырева.   Приближается площадь Развилки, где Ленинградское шоссе, сливаясь с другим шоссе - Волоколамским, переходит в Ленинградский проспект. Эффектной точкой, обозначающей этот переход, является высотное здание Гидропроекта (Ленинградское шоссе,1), выстроенное в 1968 году по проекту архитекторов Г.Яковлева,  Н.Джеванширова, конструктора В.Ханджи.

Счетчик посетителей по странам