Вдоль по хорде

А.В. Рогачев

Опубликовано: Элитная недвижимость, 2002, 9

                        

 В самом начале истекшего ХХ столетия заработала Рублевская водопроводная станция. Резко увеличилась подача в Москву  чистой питьевой воды. От насосной станции ее гнали в огромный водонапорный резервуар, выстроенный на Воробьевых горах, по толстенным трубам-водоводам. А рядом для их обслуживания проложили шоссе - прямое как стрела. Новое шоссе назвали Рублевским.

Прошло тридцать лет, и Рублевское шоссе решили продолжить, превратив его в часть важной городской магистрали. В Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года заложили идею соединения Рублевского и Каширского шоссе по хорде, проходящей через юго-западную часть города. Но к сооружению этой трассы  приступили лишь в начале пятидесятых годов, когда просторы Юго-запада стали ареной массового жилищного строительства. С этого времени и начинается история Ломоносовского проспекта, или как тогда его называли, проектируемого проезда N 726.

В ту пору на всем протяжении 726-го был застроен всего один участок, но зато какой! Это был комплекс Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова с его знаменитым высотным зданием.

Университетский городок заложили в 1947 году, а в 1952 он уже принял студентов. Десятки учебных и вспомогательных корпусов сосредоточились вокруг высотного здания, сразу же ставшего архитектурным символом новой Москвы. Его башенную часть занимала аудитории трех факультетов и несколько музеев, а широко распластанные боковые крылья отводились под студенческие общежития невиданного для Москвы того времени уровня комфорта. Вдоль длинных коридоров размещались жилые блоки, каждый из которых помимо мест общего пользования включал две небольшие комнатки, рассчитанные на одного студента каждая. Правда, через несколько лет пришлось уплотниться - в связи с развитием учебного заведения в комнатки селили уже по два обитателя, но и такие условия казались поистине сказочными.

Помимо студентов, требовалось удобно устроить сотни профессоров и доцентов, а потому в том же 1952 на будущем Ломоносовском проспекте началось сооружение огромного жилого дома - специально для преподавателей главного вуза страны. Разработчики проекта этого незаурядного сооружения (архитекторы Я.Белопольский, Е.Стамо, инженер Г.Львов) выдержали его в лучших традициях "сталинской" архитектуры. Развитый силуэт, богатая пластика фасада, сдержанный, но эффектный декор, просторные и удобные квартиры, тщательная отделка ставят дом в число выдающихся жилых зданий Москвы. Общий принцип композиции сближает сооружение с его ровесниками - высотными зданиями. Широко раскинувшиеся боковые крылья насчитывают по 10 этажей, возвышенная центральная часть - 14. Стоило увенчать ее башенной надстройкой с традицонным шатром, и Москва получила бы еще одну вполне приличную высотку.

Удача замысла авторов дома (его нынешний адрес ­Ломоносовский проспект, 14) подтверждается тем, что их творение (вообще-то не предназначавшееся для тиражирования) воспроизвели еще дважды. Сначала его повторили в соседнем  квартале (Университетский проспект, 5), а затем на Фрунзенской набережной,50.

Позади творения Белопольского, Стамо и Львова поставлены два школьных здания (Ломоносовский проспект, 12 и 16). Они  уникальны - больше таких не найти во всем городе. Интересно их внутреннее устройство - архитектор Г.В. Севан попытался избежать традиционных длинных школьных коридоров, сгруппировав классы на каждом этаже вокруг двух просторных рекреационных залов. Выделяются школы и внешностью - над основным четырехэтажным объемом возвышается обильно остекленный актовый зал, а сзади примыкает низкий объем физкультурного зала.

Основу фронта застройки квартала по другую сторону проспекта составляют жилые дома, проект которых разрабатывали архитектор Д.И. Бурдин, М.В. Лисициан, Ю.А. Уманская, инженер Ф.Ф. Телесницкий. Декоративный эффект фасадам зданий придают глубокие лоджии с заполняющими их двухъярусными аркадами.


Строительство дома преподавателей МГУ.1951
 

А прямо напротив дома преподавателей МГУ расположен культурный центр квартала - кинотеатр "Прогресс" - также своего рода знаменитость Москвы пятидесятых годов. Это был первый в городе кинотеатр, выстроенный в остросовременной (для середины пятидесятых годов) форме коробки. Казалось бы, что с нее взять? Ан нет, "Прогресс" выглядел (да и сегодня выглядит) совсем неплохо. Сделать здание запоминающимся помогли три элемента: облицовка в косую клетку - красным и желтым кирпичом, огромная ниша над входом, предназначенная для размещения афиш демонстрируемых кинофильмов и стеклянная "подрезка" снизу, создававшая впечатление, что основной объем здания висит над пустотой.

Кинотеатр москвичам понравился, и его проект (архитекторов Е. Гельмана, Ф. Новикова, И. Покровского, инженера М.Кривицкого) спустя несколько лет реализовали еще дважды на Новопесчаной улице (кинотеатр "Ленинград") и улице Зои и Александра Космодемьянских ("Рассвет"). Обрамление "Прогресса", подчеркивающее его ведущую роль в застройке южной стороны Ломоносовского проспекта, составляют жилые дома (N 15 и 19) с двугранными эркерами. Специально для Юго-запада типовой проект был доработан под руководством Е.Стамо.

В глубине квартала прячется большой массив так называемых "красных" домов (улица Строителей, 4 и 6). Они действительно красные, чем резко выделяются на фоне своих бежево-розовых соседей. Нетрадиционный цвет объясняется временем возведения "красных" домов - их начали строить первыми, в 1952 году, когда производство керамических плиток для облицовки фасадов зданий находилось еще на стадии эксперимента. Одну из технологий изготовления предложил инженер А. Мелия. Как раз изготовленными по ней плитками (названными плитками Мелия) и покрыли фасады первых 14 жилых корпусов Юго-запада. Век красных плиток оказался недолог - через пару лет для московских домов окончательно установился привычный для нас бежево-розовый цвет, который и стал господствующим на просторах Юго-запада.

Расстановка "красных" домов в плане напоминает две обращенные навстречу друг другу скобы (из семи корпусов каждая), между которыми расположился удивительно уютный, замкнутый, но при этом просторный и обильно озелененный двор. А вокруг массива "красных" домов расстилается другой, внешний двор, окруженный со всех сторон домами, стоящими по границам квартала.

Здесь же, на южной границе, пролегающей по улице Строителей, можно ознакомиться с интересным образцом использования рельефа местности. В небольшой пригорок вдоль улицы врезан гараж для индивидуальных автомобилей (архитектор И. Виноградский). Крыша гаража служит площадкой для прогулок, что подчеркивалось  постановкой на ней двух  беседок довольно легкомысленного вида, к сожалению, недавно сломанных.

 В целом юго-восточная часть проспекта оставляет впечатление приподнятой парадности и столичной торжественности. Совсем по другому выглядит его северо-восточный, примыкающий к Рублевскому шоссе  конец, который обстраивался уже в шестидесятых годах. Это были совсем другие времена и совсем другая архитектура. На смену представительности и нарядности пришли легкость и простота, к сожалению, иногда доходящая почти до безобразия. Так, например, именно безобразными выглядят пятиэтажные корпуса Филиала дома студента (ФДС) МГУ. Университет быстро рос, и великолепные общежития высотного здания оказались малы. Вот тогда-то на Ломоносовском проспекте и появились примитивные коробочки, в комнатах которых устраивались по 6-8 учащихся. Условия обитания в двух университетских общежитиях настолько отличались друг от друга, что в  расселении пришлось установить некую справедливость: в ФДС обитала "черная кость" - студенты первых двух курсов, зато дожившие до третьего получали почетное право занять удобные комнаты в крыльях высотного здания.

           По соседству с ФДС, на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов вырос небольшой общественный комплекс, включавший похожую на поставленный стоймя спичечный коробок гостиницу "Университетская" (1965 год, архитекторы Е. Стамо, Ю. Шевченко, Е. Кувшинов,  А.Сосина) и кинотеатр "Литва" (1967 год., архитектор Ю. Шевченко). Чуть позже  (в 1972 году) к ним добавился магазин "Балатон", успешно торговавший продовольственными и промышленными товарами из Венгрии. Все эти постройки типичны для своего времени: стекло и бетон, простор и свет, а плюс к этому - аскетически холодный облик.

Таким образом, к семидесятым годам окончания проспекта получили завершенное, хотя и не равноценное архитектурное оформление. И только в самой середине магистрали, напротив университетского комплекса расстилался огромный пустырь, на котором там и сям вкривь и вкось разместились какие-то заборы, склады, временные заводики и прочее тому подобное хозяйство. И не одного капитального сооружения! Объяснялось это тем, что вся эта обширная территория резервировалась для важнейшего административного здания - Дворца Советов. История о неоконченном строительстве Дворца в центре Москвы, на месте николаевско-тоновского храма Христа Спасителя широко известна. А вот о том, что в середине пятидесятых годов в соответствии с изменившимися архитектурными вкусами огромное здание решили перенести на Ленинские горы, уже успели позабыть.

13 августа 1956 в печати появились программа и условия всесоюзного конкурса на лучший проект Дворца Советов, место для которого было выбрано на будущем Ломоносовском проспекте - точно напротив высотного здания МГУ. 10 декабря 1958 года условия конкурса пришлось уточнить, так как поставленная перед участниками конкурса задача оказалась исключительно сложной - в основном из-за соседства огромного и монументального университетского  высотного здания.  Проектировать Дворец Советов, который в такой обстановке смог бы стать главенствующим звеном архитектурного ансамбля, было нереально, да и нежелательно. В этом случае два выдающихся здания вступили бы между собой в спор, как бы стараясь "перекричать" друг друга.

Большинство конкурсантов это прекрасно поняли, и предложили решить Дворец Советов в виде спокойного объема, служащего достойным фоном для университета. Практически во всех поступивших на рассмотрение жюри проектах  Дворец  выглядел компактным, относительно низким корпусом, центральная часть которого выделялась куполом или барабаном.

 В 1959 году были подведены итоги конкурса. Они оказались неутешительными. В массе очень похожих проектов, хотя и выполненных на высоком профессиональном уровне, не нашлось ни одного, который в полной мере отражал идею Дворца, как главного здания всей страны, и мог бы конкурировать в этом отношении со знаменитым проектом тридцатых годов (Б. Иофана, В. Гельфрейха, В. Щуко),  к тому времени уже  отвергнутого в соответствии с изменившимися архитектурными вкусами.

Пожалуй, выделялась лишь одна работа - нестандартным подходом к теме. Архитекторы А.Власов, В.Давиденко, А.Меерсон и инженер Н.Левонтин предложили остекленный со всех сторон  объем Дворца заполнить прекрасным зимним садом, среди которого островками расположить овальные в плане объемы Большого и Малого залов. Все обслуживающие помещения прятались в цокольный этаж.

Описание: сканирование0001

Проект Дворца Советов на Ленинских горах.  Архитекторы А.Власов, В.Давиденко, А.Меерсон, инженер Н.Левонтин. Макет

Но и этот замысел сочли не отвечающий поставленной задаче, а тем временем в связи с сооружением Кремлевского Дворца Съездов острая необходимость в Дворце Советов отпала. О конкурсе позабыли, и в середине Ломоносовского проспекта так и остался лежать тоскливый пустырь*...

* В последнее время пустырь начал застраиваться.Однако этот сохранившийся свободным участок в лучшем районе Москвы достоин лучшей участи, чем стать местом размещения безвкусных «элитных» жилых домов.

Счетчик посетителей по странам