А вокруг - ни машин, ни шагов,
Только ветер и снег...


Не правда ли, привычная картина? Так, и только так, силами представителей братских народов убирают сейчас снег с московских тротуаров и дворовых проездов. А как обстояло дело со уборкой города при Советской власти? Скажем, в шестидесятые годы?  


В то время аналогичный процесс осуществлялся несколько иным способом. Конечно, чистили и вручную.Но больше половины работ выполнялось машинами.
На снимке, сделанном зимой 1960 года, запечатлены типичные для того времени тротуароуборочные машины Т-1. 


Вот так выглядела эта юркая и очень полезная машинка, промышленные партии которой изготовлял завод СВАРЗ с использованием агрегатов автомобиля "Москвич". 


Ее, в частности, можно было оснастить роторным снегоотбрасывателем - например, при очистке дворовых и парковых дорожек. 


Но для некоторых московских закоулков даже юркая Т-1 оказывалась слишком громоздкой.
Стремясь механизировать уборку снега и там, СВАРЗ сконструировал еще более миниатюрную машинку - Т-2. Ее основой послужил грузовой мотороллер.Таких машин требовалось немного, и их выпуск ограничился несколькими десятками.  


И уж совсем экзотическая машина, оставшаяся на стадии эксперимента - ТУМ-57.  


Зато во всех районах города можно было встретить Т-3 - обыкновенный "газик", снабженный плугом спереди и цилиндрической щеткой под кузовом. Просто, эффективно, надежно!  


А для широких просторов применялись роторные снегоотбрасыватели, подобные которым встречаются и сейчас.
На снимке - роторный снегоотбрасыватель РС-2М, созданный на базе ЗИЛ-164. 

Счетчик посетителей по странам