Проспект достижений

 А.В.Рогачев

Опубликовано: Элитная недвижимость, 2003, N 5

Фрагмент комплекса на проспекте Мира. Слева - здание Гипромеза
 

 

 Все тяжелее и тяжелее становится найти в Москве район, приятный во всех отношениях. Центр? Что ж, почетно, близко к местам всевозможных развлечений, важнейшим учреждениям. Но... Отвратительная экология, сотни тысяч автомобилей под окнами, полное отсутствие зелени, тесные улицы, старые дома с уродливой планировкой. Да и вообще в соответствии с общемировой тенденцией престиж центральных районов падает с каждым годом. В некоторых европейских столицах именно центральные кварталы становятся местами обитания нищих иммигрантов из бывших колоний.

 С другой стороны, самые отдаленные городские окраины также не слишком привлекательны, несмотря на простор, обилие зелени и относительно свежий воздух. Уж очень необжитыми, неуютными выглядят их широкие проспекты, огромные дворы, высоченные, редко расставленные дома. А транспортная проблема? Съездить из того же Митина в центр - что на автобусе, что на личной машине - сродни цирковому аттракциону. Вот и  мучаются  потенциальные новоселы над неразрешимым вопросом - где же лучше?

Истина всегда лежит посередине. Сегодня оптимальным для проживания местом в Москве остается средний пояс города - районы, удаленные от Садового кольца на три-восемь километров. Примерными границами этой территории можно считать:  внутренней - бывший Камер-Коллежский вал (ныне по его трассе проходят улицы с названием "вал"), внешней - Окружную железную дорогу (с выступом на Юго-западе, включающим кварталы вдоль проспектов Ленинского и Вернадского). Именно здесь, отнюдь не в центре, но и далеко не на окраинах, расположены самые солидные жилые дома, самые ухоженные парки, самые парадные проспекты.

И, конечно, в числе последних  не последнее место занимает чудесный проспект Мира, точнее - его дальняя от центра половина - между Крестовским и Северянинским путепроводами. Последние годы принесли на эту городскую магистраль заметные перемены. Капитальная реконструкция расширила проезжую часть, воздвигла на важнейших перекрестках двухуровневые развязки. На всем описываемом участке не осталось ни одного светофора! Где еще в Москве можно промчаться пять километров без единой остановки?

 Немного жалко, правда, широких полос зелени, да трамвайных путей, которые придавали особый уют этой магистрали, а теперь пали жертвой резко возросшего автомобильного движения. Пострадала и эстетика - эстакады и рампы тоннелей, несомненно, обезобразили улицу, исказили эффектные перспективы. Но все равно прогулка, пешая или автомобильная от Рижского вокзала к метро "ВДНХ" вряд ли может оставить кого-нибудь равнодушным. Ведь ведущая к Выставке достижений народного хозяйства магистраль сама стала вещественным символом стремительного прогресса Советской страны. И вовсе не случайно именно на проспекте Мира встали два самых впечатляющих монумента Москвы, равных которым во всем немного найдется на всем свете – прославленная группа "Рабочий и колхозница" В.Мухиной и титановый монумент "К звездам" архитекторов М.Барща, А.Колчина, инженера Л.Щипакина и скульптора А.Файдыш-Крандиевского.

 Силуэт ракеты, венчающей точно найденный параболический взлет обелиска,  зрительно замыкает  перспективу проспекта от самого Крестовского путепровода. Эффекту восприятия помогает сама природа - перед самым обелиском проспект ныряет вниз, в долину ныне засыпанной речки Копытовки, а затем плавно уходит вправо.

 А по его сторонам стоят выстроенные за годы Советской власти здания, и почти каждое из них является этапом в истории развития и становления Москвы. Трудные двадцатые оставили на проспекте совсем немного - один-единственный комплекс,  зато какой!. Это одна из немногих сохранившихся работ лидера советского конструктивизма М.Гинзбурга.

Несмотря на свое скромное назначение (всего-навсего общежитие Ростокинской ватной фабрики) комплекс представляет значительный интерес, как ранняя попытка предоставить бывшим обитателям смрадных казарм человеческие условия существования. Комплекс (ныне проспект Мира,186) состоял из двух жилых (пятиэтажного односекционного с двадцатью двухкомнатными квартирами и деревянного двухэтажного общежития для одиноких, которое, естественно, до наших дней не дожило) и вставленного между ними коммунального блока,  включавшего зал собраний, столовую, кухню и прачечную.

Следующее десятилетие стало переломным в судьбе будущего проспекта, составлявшим тогда еще участок Ярославского шоссе. Еще бы - ему суждено было взять на себя функции основного подъезда к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке - наглядному прообразу прекрасного будущего.

Выставку строили долго: сначала без ума, без конца снося и перестраивая уже готовые павильоны, а затем с умом, за короткое время создав впечатляющий архитектурно-парковый ансамбль с продуманной системой обслуживания. Тогда, в 1939 году главный вход разместили не там, где мы привыкли его видеть, а на нынешней улице Эйзенштейна, на месте нынешнего Северного входа.

Вид с нынешнего проспекта Мира на домики села Алексеевского, за которыми видны каркасы строящихся Главного входа и Главного павильона ВСХВ. 1953 г.

 

 Параллельно с сооружением выставки начались работы и по оформлению ведущего к ней участка Ярославского шоссе, позже включенного в состав проспекта Мира. Но завершить до войны успели немного - всего два здания. Шестьдесят лет назад они, возвышаясь среди окружающих трущоб, образовали торжественные пропилеи на подходе к ВСХВ. Левое здание (нынешний дом 105) - типографский комбинат, выстроенный в 1936 году по проекту М.Зильберглейта, инженеров К.И.Абрамовича, С.Б. Кагановича и украшенный рельефными аллегориями прав советских граждан на труд, образование и отдых. Напротив, через проспект - жилой дом под номером 124, точнее целый жилой комбинат Наркомтяжпрома, по идее своего автора М.Гунгера составленный из разновысотных объемов.

Проспект Мира в пятидесятые годы ХХ века. В центре - жилой комбинат Наркомтяжпрома.
 

 Военные сороковые мало отразились на облике проспекта. По-настоящему взялись за него в следующее десятилетие. Вот тогда-то, почти точно на полдороге между "Рижской" и "ВДНХ" возник один из самых замечательных архитектурных ансамблей Москвы (проспект Мира, 99-103 и 118-122). Задача сооружения не отдельных, соперничающих друг с другом домов, а единых ансамблей была поставлена московским зодчим давно, еще в двадцатых годах, но результаты были ничтожны. Присущий этой категории творческой интеллигенции индивидуализм, частенько переходящий в откровенную драку за заказ, приводил к тому, что даже объединенные общим замыслом проекты оказывались в руках разных авторов и, осуществленные в натуре, производили впечатление дикой разноголосицы. Тем весомее заслуга архитектора И.Ловейко – руководителя коллектива проектировщиков (по жилым домам – сам Ловейко, С.Ханин, Б.Браиловский, инженеры А.А.Румянцев, И.И.Турков, по административному - А.М.Сорокин и инженер М.Ю.Астряб) ансамбля на проспекте Мира.


И.Ловейко, С. Ханин, Б. Браиловский, А. Румянцев, И. Турков.
Жилой комплекс на проспекте Мира 

 Напротив друг друга поднялись 13-14-этажные здания, справа жилое, слева - административное, вертикализм объемов которых подчеркнут четким ритмом пилястров. А по бокам их обрамляют протяженные десятиэтажные жилые корпуса, отделяющие от проспекта обширные зеленые дворы, где расположены спортплощадки, детские сады, ясли. Ансамбль на проспекте Мира почти удалось довести до конца. Почти - потому, что успешно отбившись от завистливых коллег, Ловейко попал под пресс начатой в разгар строительства "борьбы с излишествами". Из-за этого последний, северо-восточный корпус лишился большинства элементов внешнего декора и ныне выглядит гадким утенком в стае своих соседей - гордых и величавых лебедей.

Сегодня кажется удивительным, что в первые годы после окончания зданий перед их фасадами еще торчали старые двухэтажные домики - остатки жалкой застройки бывшей Троицкой дороги. Глядя на старые фото, со всей отчетливостью понимаешь: какое счастье, что на всем протяжении проспекта не осталось ни одного следа этой старой, затхлой Москвы.

 Описать все,  что было выстроено на проспекте Мира  в то эпохальное для него десятилетие, в короткой статье просто невозможно. Стоит упомянуть лишь еще одно сооружение  - нынешний дом 184. Это одна из последних работ И.В.Жолтовского, выдающегося знатока и интерпретатора архитектурной классики.

 Фактически в основу планировки крупного, в плане напоминающего растянутую букву "Н" здания, положена коридорная планировка. Многочисленные просторные и удобные двухкомнатные квартиры расположены по сторонам проходящего по оси центрального корпуса коридора, разделенного, правда, в противопожарных целях, на три секции. Парадные лестницы и лифтовые шахты - в торцах коридора. Дом (отмеченный мемориальной доской, указывающей на авторство маститого академика) оказался удачным, и его повторили неподалеку - в поселке метростроителей, вытянувшемся вдоль Ярославской железной дороги близ платформы Маленковская. Кстати, эти расположенные чуть в стороне от проспекта, рядом с Сокольническим парком хорошо изолированные от шума и суеты кварталы, застроенные капитальными "сталинскими" восьмиэтажками, также представляют собой весьма приятное для проживания место.

 Дома ловейковского ансамбля недолго служили высотной доминантой проспекта. В "крупнопанельные" шестидесятые годы проспект Мира оказался полигоном передового вибропрокатного домостроения. В споре со строителями, считавшими, что держаться панелям следует лишь на мощном каркасе, сторонники бескаркасного метода выстроили первый в Москве девятиэтажный дом из самонесущих панелей (1965, архитекторы З.Розенфельд, А.Самсонов, инженер Н.Козлов) в двух шагах от проспекта - в проезде Ольминского . Спустя год на самом проспекте (под номером 110) появился еще более впечатляющий 17-этажный дом (архитекторы Т.Заикин, И.Белавин).

 И, наконец, рядом с ВДНХ взметнулся вверх гигантский по московским масштабам 25-этажный дом (проспект Мира,182), выстроенный по проекту В.Андреева и Т.Заикина в 1969 году. При ширине обычной девятиэтажки дом приобрел огромную высоту, что зрительно сделало его двумерным, почти лишенным толщины. Это хорошо заметно при обзоре под острым углом, с удаленных точек зрения. Огромная, но легкая, почти невесомая пластина уверенно замыкает своей плоскостью просторную площадь вокруг "Рабочего и Колхозницы".

  Семидесятые годы прошли под знаком подготовки к играм XXII Олимпиады. Естественно, что прихорашивание Москвы просто не могло миновать одного из лучших московских проспектов. Здесь появилось очередное грандиозное сооружение - гостиница "Космос" ( В.Андреев, Т.Заикин, В.Стейскал, инженеры И.Самсонов, Н.Иванов и др. при участии французских архитекторов), гигантский полукруг которой напоминает антенну радара, держащую в фокусе пространственную ось, созданную памятником "К звездам" и Останкинской башней.

 Если ко всему вышеизложенному прибавить близость зеленых массивов выставки и Сокольников, проходящую вдоль проспекта линию метро, налаженную систему предприятий обслуживания, и для любителей старины – уникальный Ростокинский акведук, то в рейтинге лучших московских районов прилегающие к северной половине проспекта Мира кварталы, несомненно, должны стоять на первых местах.

 

Счетчик посетителей по странам