Рогачев А.В. Москва: Город-человек-природа. Экспериментальное пособие для учащихся старших классов.  -М.:Мирос, Дрофа, 1994.

Рогачев А.В. Москва: Город-человек-природа. Экспериментальное пособие для учащихся старших классов. -М.:Международные отношения,1996.

 

Первый в истории школьный учебник москвоведения. Возникший на волне шумной кампании  подготовки к  празднованию 850-летия Москвы  новый школьный предмет потребовал учебных  пособий.  

 Как раз в это время в Московском институте развития образовательных систем  (МИРОС) завершалась разработка учебного пособия по курсу региональной географии «Москва и Московская область». При энергичном содействии директора МИРОСа А.М. Абрамова  подготовленные материалы были переработаны в учебник москвоведения. Благодаря этому он на полгода опередил аналогичное пособие, которое было сверстано из отдельных статей коллективом авторов из МГУ и Московского института повышения квалификации работников образования.

Первое «Москвоведение» требовало наличия определенного багажа знаний, а потому предназначалось для старших классов.  Изучая учебное пособие, московские  ученики должны были получить всестороннее представление о своем городе, и, возможно, выбрать для себя  показавшееся интересным и важным направление будущей работы в интересах города.

Именно в этом и состояло главное отличие первого «Москвоведения» от последовавших учебников по тому же предмету, которые писались по большей части историками.  Естественно, в их понимании Москва  сводилась к набору сведений о семи холмах, Кремле,  сорока сороках  да Бородинской битве, поскольку более сложные предметы освоить они попросту не могли. 

Вследствие этого понятно, что интересы присяжных «москвоведов» гуманитарного профиля требовали немедленной дискредитации самой концепции первого «Москвоведения», а потому его появление вызвало  негативную реакцию соответствующих кругов. Обсуждение (точнее, осуждение) учебника обществом «Старая Москва»  стало единственным бурным событием в тусклой истории этой бедной организации (воспоминания автора об этом заседании можно прочитать здесь).

Издевательские, претендующие на остроумие отзывы (некоторые из них будут опубликованы на этом сайте) появились в ряде периодических изданий демократического толка.  Характерно, что в качестве  рецензентов выступали такие профессионалы, как учителя рисования, а  обоснованные возражения на рецензии, направленные автором учебника в редакции газет, были попросту проигнорированы.

Издевательства издевательствами, а удовлетворительной альтернативы концепции первого «Москвоведения» так и не было предложено.   Серьезная газета «Книжное обозрение»  признала  учебник «Книгой месяца».  Первые 30 000 экземпляров разошлись за считанные недели,  тираж увеличили до ста тысяч. Через два года вышло второе издание, в котором исправили пару-тройку грубых опечаток первого издания, появление которых было вызвано спешкой. Общий тираж двух изданий превысил 200  тысяч.

Поэтому сегодня найти эту книгу совсем несложно – она широко предлагается в интернет-магазинах по весьма низкой цене.    

Счетчик посетителей по странам