Московские мосты:  дорога в будущее

А.В.Рогачев

 


Москворецкий мост сразу после открытия. 1938

     Трудно представить себе жизнь в Москве без ее мостов. Переброшенные через большие и малые реки, канала, пруды, они связывают между собой не только городские кварталы, но и москвичей. Подумайте, насколько реже встречались бы люди, живущие на разных берегах, если бы каждый раз через реку им приходилось бы переправляться на лодке.

          Мостов в Москве много. Всех сразу и не перечислишь. А потому в этой статье речь пойдет только о самых заметных из них - тех, что переброшены через Москву-реку. Останутся за рамками статьи и мосты железнодорожные - у них своя, отдельная от города жизнь.

     Основу современного мостового хозяйства города заложили в 1937-1939 годах, когда в самый короткий срок возникло сразу пять огромных мостов через Москву-реку - Большой Каменный, Москворецкий, Большой Устьинский, Краснохолмский и Крымский, и поныне остающиеся непревзойденными по своим размерам, красоте и элегантности технических решений. Одновременно полностью переделали старые Бородинский и Новоспасский. Позже первый из них подвергся еще одной капитальной реконструкции и сегодня выглядит вполне современно. А узкий, тесный и корявый (хотя и поднятый на новые устои) Новоспасский остался последним образцом москворецкого моста дореволюционной постройки.


Строительство Большого Устьинского моста. 1938

     После войны интенсивность работ снизилась – до 1980 года появились двухъярусный Метромост в Лужниках, Калининский, Шелепихинский, Автозаводский и Нагатинский мосты. К этому нужно прибавить два моста на трассе МКАД - Спасский и Бесединский. 1983 год принес еще пару исключительно нужных сооружений - в Крылатском и Строгине. А потом наступила долгая пауза - до Борисовского моста на юго-востоке.


Строительство метромоста в Лужниках

     Зато резкий толчок мостостроительству дало сооружение Третьего транспортного кольца - благодаря ему в Москве почти одновременно открылись сразу три автодорожных моста. Особое внимание общественности привлекли два из них - в районе Лужниковской излучины. Дело в том, что новым сооружениям предстояло вписаться в самую эффектную панораму Москвы, открывающуюся со смотровой площадки Ленинских гор.

     До самого последнего времени справа и слева от Лужников реку перекрывали два великолепных моста (Андреевский и Краснолужский), выстроенных в 1903-1908 на трассе Окружной железной дороги. Инженер Проскуряков спроектировал их в виде ажурных арок с ездой посередине. Воздушную прозрачность металлических конструкций контрастно подчеркивали тяжелые, облицованные камнем береговые устои.

     Строители Третьего кольца оказались перед сложной проблемой. От них требовалось не только спасти проскуряковских красавцев, но и не испортить чудесного вида. Оценить результаты их стараний следует стандартной формулой: могло быть и хуже.

Прежде всего, старые мосты сохранились - точнее, их пролетные строения, которые сняли с устоев и перевезли на другие места. Новое местоположение бывшего Андреевского моста претензий не вызывает. Впрочем, как и восторгов. Превращенный в пешеходный, он играет довольно жалкую узко локальную роль, открывая прямой доступ к Центральному парку культуры жителям Косомольского проспекта и Фрунзенской набережной. Но даже эти москвичи не спешат пользоваться открывшимися возможностями. Городить дорогостоящий огород ради трех-пяти десятков прохожих в час явно не стоило.

     Интереснее обстоит дело со вторым, бывшим Краснолужским мостом, который перетащили к Киевскому вокзалу. Здесь, в новой роли пешеходного он, несомненно, весьма полезен - как самый короткий и приятный путь к станции метро для обитателей Плющихи, Саввинской набережной и Ростовских переулков.

     Но вот беда - этот пешеходный мост поставили там, где еще Генеральный план реконструкции 1935 года предусматривал полноценный автодорожный. И предусматривал вовсе не зря. Рано или поздно жизнь заставит вернуться к этому строительству, и тогда, чтобы освободить место более мощному собрату, бедный скиталец  двинется в очередное свое путешествие... Спрашивается, куда на этот раз?

     Разделавшись с прежними мостами, строители Третьего кольца возвели на их местах очень похожие копии, что, в общем-то, заслуживает похвалы. Дальше, к сожалению, все пошло гораздо хуже. С южной, обозреваемой с гор стороны эти копии оказались напрочь заслоненными новыми автодорожными мостами. Взятые сами по себе, они не так уж и плохи, но их зрительное совмещение с железнодорожными дает совершенно несуразную картину. Панораму, конечно, испортили. Можно ли было найти лучшее решение? Без сомнения, да. Но искать его нужно было долго и тщательно.

     Раз уж речь зашла о мостах пешеходных, нужно кратко остановиться и на широко разрекламированном "Багратионе". Его вряд ли стоит воспринимать всерьез. Наряду с храмом Христа Спасителя, подземельем на Манежной площади, памятником Петру он входит в длинную серию эффектных, дорогих, но малополезных или вовсе ненужных затей последних лет. Москва и москвичи "Багратиона" не замечают.

     В целом же, несмотря на отдельные промахи, бурное строительство последних лет резко снизило нехватку москворецких мостов. Снизило, но не сняло совсем. Анализ подробного плана города и езда через постоянные заторы московских улиц позволяют определить точки, где переброска новых мостов через Москву-реку даст быстрый и ощутимый эффект.

     Как ни странно, прежде всего требуется мост там, где плотность подобных сооружений и без того велика - в районе Дорогомиловской излучины. Хотя пуск Третьего кольца несколько снизил поток по улице 1905 года, она по-прежнему остается сильно загруженной магистралью, выбрасывающей тысячи автомобилей на набережную и оттуда - на соседний Новоарбатский (Калининский) мост, въезд на который часто превращается в котел кипения автострастей. Разрядки напряженности позволит достичь мост от улицы 1905 года до Украинского бульвара, что проходит по задам высотного здания гостиницы "Украина". Такое решение повысило бы скорость движения, уменьшило  выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранило  массу нервных клеток автомобилистам.

     Следующим на очереди стоит самый медвежий из всех медвежьих углов Москвы. Нелепая излучина реки вместе с бывшими полями орошения и Кузьминским парком отгородила, почти оторвала от Москвы поселок Капотню, практически лишенный нормальных связей с остальным городом. Ясно, что капотнинцы приветствовали бы появление моста, напрямую связавшего бы их обиталище обитания с лежащим на противоположном берегу Борисовым и тамошними станциями метро. Нужно, нужно помочь бедным людям, тем более, что сделать это не так уж и трудно.

     Гораздо сложнее связать с соседями еще один московский "остров" - Тушино. Если не считать въездов по МКАД, то попасть на это изолированный водными протоками кусочек московской территории можно только одним путем - через дырку под каналом Москва-Волга". Стоя на берегу Химкинского водохранилища, можно любоваться Северным речным вокзалом - до него, и до проходящего за ним Ленинградского шоссе всего несколько сотен метров. Но близок локоть, а не укусишь. И желающим попасть из Тушина в Химки-Ховрино или Коптево приходится совершать многокилометровый объезд по МКАД или Волоколамскому шоссе, то и дело застревая в пробках. Ясно, мост нужен, причем такой, какого Москва еще не знала - через широченное водохранилище. И вдобавок легкий, изящный - чтобы не задавить тяжелой массой привольную панораму округи. Видимо, наилучшим решением в данном вопросе может стать висячий мост - в духе увеличенного Крымского. По сравнению с таким сооружением все ныне существующие московские мосты покажутся детскими игрушками.

     Кажется, сложнее некуда. Но уже встает следующая задача - дать выход за МКАД тупиковой ныне городской магистрали Хорошевское шоссе-проспект Маршала Жукова. Сегодня магистраль упирается в зеленые массивы Серебряного бора и Троице-Лыкова между которыми протекает Москва-река. Простейшее решение - перебросить мост напрямую - в данном случае неприемлемо, так как приведет к нарушению природной среды этого уникального заповедного уголка столицы. В качестве вариантов можно рассмотреть трассу в обход Серебряного бора или сооружение длинного-предлинного (почище Лефортовского!) тоннеля, который выведет проспект Жукова на прекрасное Новорижское шоссе, оставив в непрекосновенности всю тамошнюю зелень. Но так или иначе, а устраивать в этом месте переход через реку придется.*

     А вот нужен ли еще один переход в центре города – от Соймоновского проезда в Замоскворечье - это большой вопрос. С одной стороны, вроде бы нужен. Западный конец Бульварной "подковы" (общепринятое понятие "кольцо" здесь неуместно, так как у колец концов не бывает) упирается в Москву-реку и вполне логично было бы продолжить подкову хорошим мостом, точнее, сразу двумя: первым через саму реку - на остров, и вторым, продолжающим первый - через Водоотводный канал.

     Однако против подобного решения имеются существенные возражения. Во-первых, строительство непременно вызовет глубокие изменения в в сложившейся планировке Замоскворечья,   ибо какой смысл втыкать широченный мост в узкие переулки московского правобережья?

     Второе опасение связано с особой ответственностью места.  Мосты грозят обезобразить одно из самых интересных мест на Москве-реке - стрелку острова. Впрочем, эта самая стрелка и сегодня особой красотой не блещет - над ней поднимаются ужасные производственные корпуса , да в довершение всех бед перед ними встал бронзовый Петр,  похожий на устаревший башенный кран. Тут уместно вспомнить знаменитую Стрелку в Питере, ансамбль которой только выиграл от обрамления его с двух сторон мостами через Большую и Малую Неву. А вдруг и московские зодчие на московской Стрелке смогут, наконец, создать что-либо шедевральное! К сожалению, надежда на это весьма слабая.   Дело в том, что последние образцы московского мостостроения особыми эстетическими достоинствами не блещут.

И это особая (и очень больная проблема). Ведь Москве есть, чем гордиться. Мосты тридцатых годов до сих пор входят в число наиболее красивых в мире. Их арки, подобно прыгунам-рекордсменам легко и можно взмывают вверх и одним махом переносятся через широкую реку. Особенно рельефно красота старых московских мостов выступает при их сравнении с пресловутыми питерскими, оставляющими впечатление придавленности, тяжести, страшной натуги.

     Отдельно стоит сказать о Крымском. Единственный в Москве большой  висячий мост он отличается от подавляющего большинства своих собратьев отсутствием распорок между береговыми башнями-устоями,  что  придает Крымскому изящество и элегантность.

     А что в последнее время? Да ничего особенного. Сугубо  утилитарные железобетонные конструкции. Особенно прост – до наивности - в этом отношении мост в Крылатском. Потому-то и возникают у многих москвичей вполне обоснованные опасения, что ожидаемое строительство мостов нанесет заметный ущерб красоте города и реки. И этого еще мало. Мало  сделать мост красивым, нужно грамотно вписать его в окружение.** А образцы для подражания есть - хотя бы тот Крымский или Москворецкий.. общем, Москва нуждается не просто в мостах, а в  новых шедеврах мостостроения!

 

    * За время, прошедшее с момента опубликования статьи, проблема Серебряного бора была успешно решена сооружением одного из самых интересных в Москве мостов, перекрывшего сразу и Москву реку,  и спрямляющий канал,  и великолепного тоннеля, позволившего сохранить прекрасный природный уголок Москвы

    **Упомянутый в предыдущей ссылке новый мост, бесспорно весьма эффектен в техническом отношении, однако при обзоре с берегов реки выглядит не слишком авантажно.

Счетчик посетителей по странам