1994

Рогачев А.В. Особняки, занимаемые иностранными представительcтвами


Опубликовано с сокращениями в виде проспекта к выставке "Иностранные представительства в Москве", организованной библиотекой иностранных языков в 1994 г.

В середине XIX века московское строительство переживало тяжелый застой, связанный с осуществлением амбициозных проектов Николая I. Если не считать работ царского любимца К.А.Тона, то в 1840-х -1870-х гг. в Москве не появилось сколько-нибудь заметных, интересных в техническом или художественном плане зданий. Сохранившиеся примитивные постройки того времени образуют нейтральный фон, на котором эффектно выделяются яркие работы предшествующего и последующего периодов.

Пробуждение московского строительства, по времени совпавшее с завершением деятельности К.А.Тона, относится к концу 1870-м гг. В это время разворачивается широкое строительство комфортабельных особняков для богатых москвичей. В первое время московские особняки представляли собой обыкновенную коробку в один- два этажа. Коробка эта чаще всего ставилась по красной линии улицы. Боковые стороны ее примыкали к постройкам соседних участков, поэтому в большинстве случаев их вообще не отделывали. Задние, выходившие во двор фасады обычно также не обрабатывались, а иногда снабжали скудным, "для приличия" декором.

Зато при отделке главного фасада архитекторы давали волю своей фантазии - использовались русский, романский, готический стили. Больше всего фасадов отделывалось в "ренессансно-барочном" стиле, импонировавшем вкусам нуворишей своей пышностью и видимым богатством.

Но при всей своей пышности отделка плоского фасада выходила суховатой, графичной. Она скрывала, маскировала объем самого здания. Казалось, что такой особняк состоит из одного лишь фасада. Вдобавок многие домовладельцы старались максимально использовать при стротельстве новых особянков коробки старых классических домов, сковывая тем саым творческую фантазию зодчего. Поэтому-то московские особняки 1870-х-1880-х годов отличаются некоторым однообразием, даже скучностью, особенно в сравнении с постройками следующего двадцатилетия.

Лишь с 1890-х гг. стали появляться особняки, отличавшиеся от своих предшественников сложной многообъемной композицией. В основу их планов зодчие клали не заданную коробку лома, а функциональные потребности заказчиков, удобство, комфорт проживания в особняке. Это и привело к выявлению объемности зданий

С появлением сложных, сильно расчлененных планов домов, ушли в прошлое и вытянутые по одной прямой фасады. А это, в свою очередь, заставило отодвинуть особняки от красных линий вглубь участка, открыв для обозрения не только главный, но и боковые, и даже задние фасады!

Расцвет "объемных" особняков связан со стилем модерн, пришедшем в Москву на рубеже веков. Именно декоративная свобода модерна, его независимость от традиционных стилевых канонов позволила московским архитекторам создать наиболее яркие, запоминающиеся образцы русского особнякового строительства рубежа XIX-ХХ веков.

Калашный пер.,12. Наряду с домом Игумнова (ул.Димитрова,43), один из первых многообъемных особняков в Москве. Но если для отделки дома Игумнова были использованы русские мотивы, то декор не столь знаменитого особняка купцов Сергеевых архитектор А.С.Каминский выдержал в классических традициях.

Собиновский пер., 5 Дом В.В.Думнова, сооруженный в 1903 г., представляет собой довольно беспомощную попытку техника архитектуры А.М.Щеглова создать особняк неоклассического стиля.

Пятницкая ул., 33. Дом, выстроенный в 1894 для семьи Коробковых, является одной из первых самостоятельных работ архитектора Л.Н.Кекушева. Хотя дом, выстроенный с использованием старой коробки, выполнен еще в духе старых традиций (пышный декор сосредоточен на протяженном главном фасаде), в нем уже заметны попытки перехода к особнякам стиля модерн. Чешуйчатые купола, эркеры придают зданию некоторую объемность, а декор ренессансно-барочного стиля несет черты творческого почерка одного из виднейших в недалеком будущем мастеров московского модерна. Работа вызвала интерес, его чертежи и фотографии публиковались в нескольких архитектурных изданиях.

Улица Герцена,54. Проектный чертеж особняка А.Лопатиной, выполненный А.С.Каминским, сильно отличается от осуществленного в натуре. По-видимому, заказчика не удовлетворил довольно скучный фасад, неопределенного русского стиля. Выход был найден с помощью известного московского строителя, основателя керамического завода в подмосковном Черкизове А.Гусарева. Изразцы его завода покрыли фасад здания нарядным и вечным ковром. Благодаря этому малоинтересный на чертеже особняк обрел яркое своеобразие, стал одним из заметных явлений московской архитектуры конца 1870- х годов.

Староконюшенный пер.,23. Особняк мучного торговца Н.И.Казакова перестроен из старого здания в 1898-1899 гг. по проекту архитектора К.К.Гиппиуса и представляет собой типичный пример однофасадного особняка.

Калашный пер., 6. Удивительно скучный и незапоминающийся, несмотря на пышность отделки, особняк сооружен в 1887 г.(возможно, с использованием старой постройки) техником архитектуры А.М.Щегловым.

Воровского ул., 9. Особняк интересен и историей своей постройки и своими хозяевами. С 1892 г. им владела семья Дункеров. Глава семьи - Константин Густавович - видный московский инженер, один из создателей последней, самой мощной очереди Мытищинского водопровода. Его жена Елизавета Дмитриевна - дочь известного коллекционера Дмитрия Петровича Боткина. Поэтому при очередной перестройке панно и плафоны для дома Дункеров писал М.Врубель. А перестройкам старый дом подвергался неоднократно. В 1892 г. слева пристраивается объем с парадным входом ( проект архитектора Кузнецова, надзор за строительством осуществлял К.Г.Дункер, а в его от- сутствие А. Э.Эрихсон). Спустя 6 лет дом расширяется пристройкой справа по проекту самого владельца. После перехода участка к новому владельцу Е.Ш. Цетлину очередную перестройку осуществляет гражданский инженер А.Н.Зелигсон. В результате скучная коробка дома первой половины XIX века, обросшая пристройками, приобрела вполне престижный облик.

Богдана Хмельницкого ул.,17. В конце XVIII в. этот дворец принадлежал замечательному русскому полководцу гр.П.А.Румянцеву-Задунайскому. Есть основания предполагать, что автором проекта был великий зодчий В.И.Баженов, но документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось. С середины XIX в. дом переходит к купцам ( им последовательно владели Усачевы, Каулины, Грачевы) и в соответствии с их вкусами подвергается переделкам. Строгий классический декор сменился богатым ренессансно-барочным убранством еще в 1860-х гг. (арх. Г.П.Пономарев), а в 1887 г. дом был вновь перестроен (арх. Г.А.Кайзер).

Димитрова ул.,43. Один из первых московских особняков, где планировка не подчинена заранее заданной коробке здания. Отсутствие финансовых ограничений со стороны заказчика, ярославского фабриканта Игумнова, позволило талантливому Н.И.Поздееву спроектировать исключительно живописный многообъемный особняк. Для его внешнего декора как нельзя более подошел русский стиль. Дом вызывает ассоциации с древними терема, состоявшими из многочисленных и разнообразных по размерам и формам клетей и палат. Из-за душевной болезни и ранней смерти автора проекта, строительство дома завершал его брат И.И.Поздеев.

Луначарского ул.,8. Собственный дом архитектора Л.Н.Кекушева (формально его владелицей была жена зодчего А.И.Кекушева), построенный в 1898-1899 гг. стал одной из первых в Москве построек в стиле модерн. Лишь отдельные элементы фасадов ( в частности, стилизованная колонна угловой лоджии) вызывают отдаленные ассоциации с романским зодчеством. В декоративную мозаику над входом вкомпанованы инициалы "W.W.", что дает возможность предположить авторство В.Валькота. Вскоре после сооружения дом был продан фабриканту О.Листу и поэтому чаще всего именуется домом Листа. Затем владелицей дома стала жена известного дирижера С.А.Кусевицкого, происходившая из богатой семьи капиталистов Ушковых.

Хлебный пер., 19. Особняк, выстроенный в 1909 г. для купца Тарасова науглу двух переулков, поставлен по их красным линиям. Архитектор К.А.Грейнерт сумел избежать скучной фасадности , умело расчленив плоскости фасадов небольшими ризалитами и разнообразными по форме и размерам оконными проемами. . История сооружения особняка несколько запутана - утвержденный городскими властями проект составлен инженером М.Гейслером,однако он сильно отличается от осуществленного в натуре. Предположить авторство К.А.Грейнерта дает возможность проект за его подписью, очень близкий к осуществленному и опубликованный в Ежегоднике Московского архитектурного общества .

Алексея Толстого ул.,11. Особняк А.Беляева (1904 г.) является своеобразной репликой находящегося совсем рядом знаменитого произведения московского модерна - особняка С.Рябушинского. Такой же спокойный кубовидный объем, расчлененный небольшими выступами, очень близкое по замыслу крыльцо-балкон у парадного входа, похожая (но гораздо более скромная) отделка в стиле модерн. Автор - И.И.Бони явно находился под впечатлением от шедевра Шехтеля, выстроенного всего за два года перед этим. Но, видимо, и заказчику было далеко до богатств Рябушинских, и сам архитектор не обладал талантами Ф.О.Шехтеля - повторение, хоть и интересное,гораздо слабее своего прототипа.

Хлебный переулок,18. Собственный дом архитектора С.У.Соловьева. С 1897 года член Строительного совета при Московской городской управе академик архитектуры С.У.Соловьев был назначен на три года производителем работ по сооружению обширного комплекса городских Ходынских казарм. Назначенное ему ежегодное вознаграждение - 7 тысяч рублей - значительно превосходило обычное жалованье городских архитекторов ( 1800-2500 рублей). Видимо, благодаря этому Соловьеву в 1901 году удалось обзавестись собственным особняком. Из-за тесноты участка здание поставлено на красной линии переулка, тем не менее его объемное строение четко выявлено. Особняк является ярким примером стиля модерн, с характерной ассиметрией, использованием разноцветных пятен керамики. Считается, что внешний облик особняка были использованы М.Булгаковым при описании дома, где обитала героиня романа "Мастер и Маргарита".

Островского пер.,8 и 10. Огромная барская усадьба в 1899 г. была куплена под застройку Торгово-строительным акционерным обществом и разделена на три участка. Особняки на двух из них были построены в 1899-1902 гг. по проекту архитектора В.Валькота. Первый особняк (N 10, проданный семье купцов Якунчиковых) относится к числу самых ярких в Москве произведений модерна. В нем удачно сочетаются свобода построения объемов с лаконичностью форм и декора. Значительную роль во внешнем убранстве играет кованый металл - уличная ограда, балконный и оконные решетки, кронштейны карниза. Граненый объем парадного входа пристроен по проекту М.Ф.Бугровского в 1907 г., уже после отъезда Валькота в Англию. Фасад дома N 8 (построенный для К.А.Гутхейля) строго симметричен, что необычно для Валькота. Основной эффект достигается противопоставлением гладких, облицованных "кабанчиком" поверхностей стен и обрамляющих оконные проемы лепных панно с их характерной для модерна криволинейной орнаментикой.

Островского пер.,6. Третий особняк на участке, принадлежавшем Торгово-строительному акционерному обществу был выстроен в 1906 г. для предпринимателя Н.Миндовского.Ассиметричный, с характерной для модерна cвободной планировкой и композицией объемов дом одет в тяжелое, гипертрофированных размеров классическое убранство. Обращает внимание и многочисленность колоннад, явно избыточная для относительно небольшого здания. Архитектор Н.Г.Лазарев отнюдь не задавался целью глубокого проникновения в принципы благородного классического зодчества. Перед нами скорее вольная или невольная пародия на классицизм.

Новокузнецкая ул.,12. Дом Н.В.Урусовой, построенный в 1910-1912 гг., относится к числу постмодерновых особняков. Типичные для модерна построение плана и соответствующая ему свободная группировка объемов сочетается с ренессансным внешним декором здания. Даже ассиметрия главного фасада по возможности задекорирована, сглажена для лучшего соответствия канонам классики. Эта тяга к классическим образцам вообще характерна для автора проекта И.И.Рерберга.

Хлебный пер.,15. Дом Б.М.Грибова построен в 1910-1911 гг., когда стиль модерн, еще совсем недавно вызывавший общие восторги, стал расцениваться как безвкусный и даже пошлый. Этим и обусловлен возврат к классическим традициям в оформлении богатых московских особняков. Работа архитекторов Б.М.Великовского и А.Н.Милюкова рассматривается обычно как один из образцов неоклассицизма в московском зодчестве. Вместе с тем композиция дома несет явный отпечаток модерна.

Спасопесковская площадка,10. Один из самых больших и богатых особняков в Москве,построенный в 1912-1913 гг. для крупнейшего финансиста Н.Второва, представляет собой астоящий дворец. Его проект выполнили архитекторы В.Адамович и В.Маят, работавшие в стиле неоклассицизма, и весьма модные среди богатейшего московского купечества. После того, как в 1933 году здесь разместилась резиденция посла США, особняк получил причудливое название "Спасо-хаус", составленное из русского имени площади, где он расположен, и английского слова "дом". Под этим названием здание упоминается в мемуарах американских государственных деятелей и дипломатов. Описано оно и в художественной kитературе. Считается, что именно здесь проходил бал у Сатаны - кульминация романа "Мастер и Маргарита". Его автор, М.Булгаков воспроизвел в этом эпизоде свои впечатления от устроенного здесь в апреле 1935 года великолепного весеннего приема, на который писатель был приглашен вместе со своей супругой.

Обуха ул.,8. В начале ХХ века участок принадлежал А. С.Бахрушиной. Ее муж Алексей Петрович - известный московский библиофил, завещавший свое обширное собрание библитеке Румянцевского музея. Затем участок перешел во владение Бардыгиных. Родоначальник этой семьи, егорьевский текстильный фабрикант Н.М.Бардыгин занимал пост городского головы Егорьевска и внес большой вклад в развитие родного города. По заказу Бардыгиных новый архитектор И.Т.Барютин переделал старый особняк и пристроил к нему новую трехэтажную часть. Эта эклектическая постройка не относится к числу шедевров зодчества, но внешность у нее весьма запоминающаяся: трехэтажное здание облицовано нарядной и вечной керамической плиткой , а фигурная кровля покрыта цинковой "чешуей".

Воровского ул.,46. Роскошный особняк банкира Я.М.Шлосберга выстроен в 1911 г. по проекту инженера А.Н.Зелигсона. Фасады дома оформлены в духе ренессансных традиций.

Садовая Кудринская ул.,17. Особняк владельца текстильной фабрики в городе Вязники А.В.Демидова является одним из последних представителей модерна в Москве. Изящный дом, отделанный майоликовыми вставками, сооружен в 1912 г. малоизвестным зодчим К.С.Разумовым.

Вспольный пер.,9. Дом выстроен Ф.О.Шехтелем в неоклассическом стиле и близок по отделке к другому известному произведению выдающегося мастера - его находящемуся неподалеку собственному дому (Большая Садовая,10). Заказчицей особняка по Вспольному переулку была Миндовская.

Хлебный пер.,20. Особняк И.И.Тарасова (1906 г., арх.Р.И.Клейн) стоит у пересечения переулка с улицей Палиашвили. Выдержанный в духе романтического течения модерна, дом образует интересный ансамбль с особяками Соловьева и Тарасова,занимающими два других угла перекрестка. Другой корпус в том же владении выстроен на два года раньше по проекту В.С.Кузнецова. Скучноватый вид постройки, декор которой только претендует на стиль модерн, не мого удовлетворить богатого и требовательного заказчика, и для проектирования главного корпуса он пригласил известного зодчего Р.И.Клейна.

Садовских пер.,3. Малоизвестный архитектор М.Приемышев соорудил этот особняк для купеческой жены А.А.Карякиной в 1904 г. Несмотря на то, что основу здания составляет обычная трехэтажная коробка, оно выгодно отличается от других подобных построек благородством и строгостью внешнего декора.

Герцена ул.,43. Главный дом старой городской усадьбы был перестроен в 1907 г. по проекту Е.И.Зеленского и превратился в довольно заурядный особняк, плоский фасад которого покрыт пышным декором, а акцентом служит выступающее крыльцо-балкон.

Алексея Толстого ул.,14.Этот дом выделяется своей необычностью даже в многообразии московских особняков. Очень немногие из них, подобно этому, имеют четыре этажа, а особняков, увенчанных огромной скульптурной группой сегодня и вовсе не осталось. Эта группа изображает могучего льва, терзающего повергнутого змея. Появление ее, по всей вероятности, связано с романтическими наклонностями хозяина и проектировщика дома - архитектора П.С.Бойцова.

Алексея Толстого ул.,17. Дом, выстроенный в 1893 г. для знаменитого мецената С.Т.Морозова и его супруги З.Г.Морозовой, является признанным шедевром особнякового строительства. Выразительность здания определяется логикой сочетания простых объемов, в его облике выявляются особенности пространственной организации. Полностью оценить замысел зодчего Ф.О.Шехтеля можно, только обойдя дом со всех сторон. Каждая новая точка зрения открывает перед зрителем законченную картину, обогощая и усложняя его образ. Сегодня в здании, сохранившем богатое внутреннее убранство, расположен дом премов Министерства иностранных дел.

Скатертный пер.,25. Скучноватый на вид особняк-коробочка с утомительно-насыщенным убранством главного фасада, единственной запоминающимся элементом которого является кованая решетка балкона второго этажа. Кажется странным, что столь заурядная постройка выполнена архитектором В.А.Мазыриным - автором скандально прославленного "мавританского замка" на Воздвиженке.

Счетчик посетителей по странам