Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы). М., Государственный Музей архитектуры, Крабик,1998

 

Улучшенный по внешнему виду,  тщательности подготовки к изданию и ухудшенный по содержанию в сравнении с предыдущей книгой биографический справочник.  Поскольку 95% приводимых в нем сведений взято из моего биографического справочника 1997 года, книга  «Зодчие Москвы» с полным основанием может его переизданием – «исправленным, но не дополненным».

Однако за честь напечататься под эгидой музея архитектуры пришлось расплачиваться включением в состав авторов сотрудников музея и даже указанием «научного руководителя» - А.Ф. Крашенинникова, давно занимавшегося (правда, без видимых результатов) биографическим словарем архитекторов народов СССР.  Некоторые имевшиеся у него данные позволили уточнить и дополнить несколько биографий.   Роль настоящего автора была обозначена термином «под редакцией», что выглядело несколько нелепо, так как руководство естественно предполагает и редакцию книги.

Прочие члены авторского коллектива были привлечены из вежливости, так как они либо давно занимались тем или иным архитектором, либо собирались защищать по кому-либо диссертацию. Исправление малограмотных, содержащих массу фактических ошибок писаний некоторых из этих лиц потребовало не одной бессонной ночи.

Драматическим оказалось заседание ученого совета музея, на котором неожиданно был поставлен вопрос об издании книги под фамилией Крашенинникова, что нарушало все договоренности, достигнутые в начале работы. Присутствовавшие на заседании научныо-архитектурные дамы высказались в пользу этого решения. Лишь честная и принципиальная позиция издателей – супругов Н. и А. Крундышевых – позволила отстоять первоначальные соглашения о порядке указания авторов.

Основные изменения, внесенные в книгу по сравнению с биографическим справочником 1997 года, состояли в богатом иллюстрировании за счет уменьшения объема текста.

Заметно сокращен состав статей, вследствие чего из справочника нельзя получить информации о некоторых реально строивших в Москве специалистах. Зато по настоятельной просьбе «научного руководителя» возникла статья о А. Мамонтове, который к архитектуре никакого отношения не имел. Пострадало и содержание статей. Полностью выпали сведения о чинах и наградах, которыми в царской России определялось значение лиц, состоявших на государственной службе, в том числе и архитекторов. Поэтому информация о чинопроизводстве служит подспорьем при расшифровке неразборчивых подписей под проектными чертежами, которые часто сопровождаются указанием чина подписавшего. Еще одной потерей стали личные данные зодчих – о месте проживания, составе семьи,различных проступках.

Некоторой компенсацией за утраты в содержании является  отличный иллюстративный ряд, главную роль в формировании которого сыграл А.А. Фролов, и блестящее полиграфическое исполнение. Благодаря этому большой для такой работы тираж в 5 тысяч экземпляров разошелся довольно быстро.

Однако работа все-таки рассчитана на немногочисленный контингент специалистов и лиц, глубоко изучающих архитектуру Москвы. Далеко не всем ее купившим она оказалась интересной, а потому сегодня книгу «Зодчие Москвы» можно часто встретить в букинистических магазинах.   

Счетчик посетителей по странам